Главная Без рубрики, Карьера, Новое Экипаж. Как стать тренером?
  • Экипаж. Как стать тренером?

    MCTВ прошлом году авторы «СА» – Лев Мышкин, Константин Кондаков и я – написали серию статей о перспективах карьеры системного администратора. Были описаны разные пути развития. Я хотел бы предложить еще один вариант – работу тренера. Рассмотрим в качестве примера MCT (Microsoft Certified Trainer)

     

    Попробую ответить на несколько вопросов:

    • Актуальна ли позиция тренера?
    • Что дает работа преподавателя информационных технологий системному администратору?
    • Почему быть тренером – это интересно?
    • Как стать тренером?
    • Профессионализм, или как вас оценивают?
    • Что порекомендовать начинающему тренеру?

    Несколько слов об актуальности…

    Профессия тренера в области ИТ появилась в России относительно недавно, пожалуй, лет двадцать назад. Конечно, система повышения квалификации специалистов в области информационных технологий существовала и раньше, например, в рамках постдипломного образования и т.п., однако «формат» подобных мероприятий и их эффективность существенно отличаются от того, что мы видим сегодня. Обычное чтение лекций преподавателем превратилось в архаизм, поскольку такой подход не способствует быстрому освоению нового материала. Очевидно, что в условиях информационной насыщенности и интенсивности изменений в ИТ традиционные способы обучения не соответствуют требованиям. Дополнительного времени нет! Надо действовать, оперативно внедряя полученные знания, обеспечивая возможность эффективной поддержки бизнеса. И, следовательно, изменяются методики обучения. Мы учимся в интерактивном режиме, взаимодействуя с преподавателем и другими слушателями. Используются ролевые игры, например, когда мы говорим о проектировании решений, существенно увеличился объем практических и лабораторных занятий. Изменился облик преподавателя, теперь это должен быть не только профессионал, обладающий знаниями, но и энергичный и харизматичный тренер, умеющий за весьма сжатые сроки обучить своих студентов и заразить их здоровым честолюбием и стремлением к дальнейшему профессиональному и карьерному росту.

    И поскольку далеко не все представители старой школы смогли изменить свой стиль работы, профессия тренера в области ИТ, бесспорно, актуальна. Обратите внимание на вакансии учебных центров: потребность в преподавателях существует постоянно.

    Риски администратора. Есть ли они у тренера?

    Если вы планируете дальнейшее движение в карьере, то одной из альтернатив может стать позиция инструктора. Давайте вновь вернемся к рискам. В статье «Семь принципов Наполеона для системных администраторов» (№10/2010) мы это подробно рассмотрели. Здесь лишь кратко напомню:

    • Ненормированный рабочий день. Разумеется, здесь тоже не удастся работать строго в течение рабочего дня, придется тратить время на усовершенствование собственных знаний, однако все-таки это не будет носить характер повседневной рутины.
    • ИТ-подразделение в большей части компаний является затратным, т.е. с точки зрения руководства несет только убытки, и, как следствие такого положения вещей, формируется отношение к нему, как к «необходимому злу». Работая тренером в учебном центре, вы именно зарабатываете деньги компании, а затратными, по сути, являются все остальные подразделения. Таким образом, и отношение будет несколько иным.
    • Системным администраторам часто приходится решать сопутствующие проблемы пользователей. Задачи тренера лежат в другой плоскости, подобные проблемы просто не будут возникать.
    • Необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень. Тренер также должен это делать, и следует отметить, что даже в большей степени, чем сотрудники ИТ, однако здесь это будет носить более «системный» характер, т.е. изучаются нужные и важные вещи. Администратору часто приходится глубоко осваивать «одноразовые» решения, и полезность таких знаний для дальнейшего развития сомнительна.
    • Возрастной ценз в профессии. Для сотрудника ИТ есть порог в профессии 35-40 лет. Для тренера нет таких ограничений.
    • Риски привлечения к уголовной ответственности, связанные с использованием нелицензионного программного обеспечения. Эта проблема полностью отсутствует для тренера по вполне очевидным причинам.

    Итак, сможем ли их уменьшить, перейдя на преподавательскую работу? Как правило, тех рисков, с которыми сопряжена работа системного администратора, у вас не будет. Тем не менее трудности тоже есть.

    • Так нам по-прежнему придется поддерживать высокий уровень квалификации в своей области и иметь представление о смежных вопросах, т.к. вопросы на курсах могут возникать самые разные.
    • Потребуются знания, которые раньше не были столь актуальны, т.е. снова придется учиться, но уже не только в привычной ИТ-сфере, но и в несколько иной. Умение общаться с людьми – один из важнейших факторов успеха. Впрочем, навыки общения пригодятся не только в работе тренера, не так ли?

     

    Почему тренер – это интересно?

    Деятельность тренера во многом отличается от работы системного администратора. Изучим специфику.

    Тренинги, мастер-классы и тому подобные мероприятия, которые придется проводить, можно разделить на два класса: стандартные и специализированные.

    Структура и содержание стандартного курса в области ИТ заранее определены материалами, и свобода «маневра» здесь существенно ограничена рамками курса.

    Специализированные курсы предполагают, несомненно, большие возможности для творчества, тем не менее даже в таком случае обычно мы говорим о создании тренинга под конкретные цели заказчика.

    В первом случае роль тренера, по сути своей, похожа на роль артиста, т.е. ваш текст или, во всяком случае, существенная его часть написана в учебном пособии. Задача – интересно подать материал, добиться понимания аудитории, ответить на вопросы, выработать у слушателей желание освоить материал глубоко и в конце концов записаться на следующий ваш тренинг. Даже в таком, казалось бы, стандартном варианте, несомненно, есть место творчеству и импровизации. Один и тот же спектакль с разным актерским составом будет воспринят зрителями по-разному, несмотря на то что текст на первый взгляд один и тот же. Каждый артист использует как стандартные методы работы с аудиторией, так и вырабатывает одному ему присущий стиль. Разве тренер должен сделать не то же самое? При этом нам часто приходится рассказывать не слишком интересные вещи, делая их увлекательными, т.е. это еще более сложная, а значит, интересная задача. Даже если материалы курса оставляют желать лучшего, хороший тренер должен суметь подать их так, чтобы слушатель получил необходимые знания.

    Во второй ситуации вам предстоит исполнить сразу несколько ролей: сценариста, разрабатывая материалы своего курса, как режиссер вы построите методику преподавания и структуру курса и, наконец, сыграете роль на сцене, проведя тренинг.

    Не стоит забывать о необходимости постоянного освоения новых технологий.

    Все вышеизложенное представляется мне хорошей альтернативой повседневной рутинной работе системного администратора. Кроме того, расширяется кругозор, появляются перспективы, в том числе в смежных областях ИТ и не только, наконец, эта работа лучше оплачивается.

    Таким образом, если у вас есть знания, которыми вы не прочь поделиться с коллегами, и желание выступать публично, может быть, стоит попробовать?

    Как стать тренером?

    Ответ на этот вопрос не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Я рассмотрю путь к статусу сертифицированного тренера на примере статуса MCT (Microsoft Certified Trainer).

    Что нам потребуется? Очевидно, что надо получить одну из инженерных сертификаций:

    • Systems Engineer;
    • Systems Administrator;
    • Systems Administrator: Security;
    • Desktop Support Technician;
    • Microsoft Certified IT Professional;
    • Microsoft Certified Professional De-veloper;
    • Microsoft Office 2007 Specialist;
    • Microsoft Office 2010 Specialist;
    • Microsoft Certified Business Mana-gement Solutions Specialist;
    • Microsoft Certified Business Mana-gement Solutions Professional;
    • Microsoft Certified Master;
    • Microsoft Office 2007 Master;
    • Microsoft Certified Architect (сегодня это высшая сертификация Microsoft, и рассматривать ее в качестве шага к получению статуса тренера не имеет смысла).

    Это, разумеется, потребует времени, но ведь и администратору надо сдавать экзамены, чтобы подтвердить свою квалификацию. Следующий шаг – подтверждение навыков преподавания. Здесь существует несколько вариантов, однако самый простой – прослушать курс Train-The-Trainer, признанный компаний Microsoft. В России такие курсы читают многие учебные центры. В сущности, по результатам работы на курсе принимается решение о том, удовлетворяете ли вы требованиям, которые предъявляются для получения статуса. После успешного окончания курса и проведения тестового занятия присваивается статус MCT. Конечно, придется заполнить регистрационную форму и оплатить участие в программе. Здесь мы говорим о формальном подходе к получению статуса, однако для эффективной работы этого не хватит. Что же потребуется дополнительно?

    Профессионализм, или как вас оценивают?

    Сам по себе статус тренера, если вы не проводите курсов, мастер-классов и т.п., не приносит практической пользы. Стоит учитывать тот факт, что он требует ежегодного подтверждения, а для этого необходимо читать курсы и получать положительные отзывы слушателей. То есть читать курсы потребуется на высоком уровне. Так каковы же критерии профессионализма для тренера? Попробуем разобраться.

    Так или иначе, оценивать вас будут слушатели. Основным критерием оценки качества работы тренера является анкета выпускника, которая заполняется по окончании курса. Существуют как анкеты вендоров, так и анкеты самих учебных центров. Список вопросов стандартных анкет уже определен и редко изменяется, что касается анкет самих учебных центров, то это скорее дополнительная активность, позволяющая получить отзывы студентов в более удобном (для внутренней обработки) формате.

    Следует иметь в виду, что оценивается не только работа преподавателя, но и качество учебных материалов, порядок проведения курсов, скажем так, его соответствие принятым стандартам проведения, кроме того, качество подготовки учебного класса и техники.

    И если вы уделите внимание только своей части работ, а именно преподаванию, и при этом не будете учитывать другие аспекты, то результат далеко не всегда будет соответствовать вашим ожиданиям.

     

    Инженер

    Успех проведения курса зависит не только от преподавателя, и на отзыв влияет не только ваше участие, разумеется, речь идет о косвенном влиянии, тем не менее если в классе постоянно происходят сбои оборудования, то это непременно скажется и на ваших оценках, как бы прекрасно при этом вы ни работали. В хороших учебных центрах предусматривается инженерная служба, задача которой обеспечить техническую сторону проведения тренингов, т.е. выполнить подготовку класса и обеспечить решение технических проблем с программным обеспечением и оборудованием в процессе чтения курсов. В ряде случаев преподавателям приходится самим готовить себе классы, но это должно носить скорее характер исключения, например, при старте нового курса и подготовке эталонных образов. В дальнейшем эти работы ложатся на инженера. И вы будете серьезно зависеть от того, насколько хорошо он, или она, выполняет эти задачи. Вообще-то тренер и инженер и составляют основу нашего «экипажа», от которого зависит успех проведения курса. Работайте вместе со своими инженерами, помогайте им осваивать новые знания. Мне доводилось наблюдать «взгляд свысока» в отношении к обеспечивающим службам. Это недопустимо. Мы одна команда.

    Тренер

    Что делает тренера интересным для слушателей? По опыту проведения курсов я знаю, что слушателям интересно:

    • Общаться с профессионалом, хорошо знающим свой предмет не только теоритически, но и обладающим хорошими практическими навыками, умеющим показать «как это делается» руками.
    • Видеть, что человек обладает внутренней свободой и уверенностью.
    • Получить подтверждение того, что новые знания и оптимизм помогут построить успешную карьеру и перейти на новый уровень.
    • Стать участником взаимодействий в группе, почувствовать уверенность в собственных возможностях.

    Профессионализм тренера формируется не только на основе знаний, которые, спору нет, чрезвычайно важны, однако необходим и практический опыт, формирующийся в результате участия в сложных проектах и/или серьезного анализа на тестовом стенде. Демонстрационная часть курса составляет не менее 30% от общего объема. И после изложения теории необходимо показать, как реализуется то или иное решение. Настоящий тренер сумеет показать руками, как это делается. Непрофессионал будет много рассказывать, но не покажет. Поэтому следует крайне внимательно отнестись к этапу подготовки, особенно в начале пути, когда вы только стали тренером. Необходимо знать и уметь существенно больше, чем написано в материалах курса.

    Внутренняя свобода и уверенность в себе привлекают всегда, и особенно на тренинге. Можно рассказывать о серьезных и важных вещах, но, если тренер зажат и не уверен в собственных силах, слушать его не станут. Сыграть уверенность в себе и собственных знаниях нельзя, это должно быть внутреннее состояние. Если этого нет, рано или поздно обнаружится, что за внешней оболочкой скрываются слабость и неуверенность, и восстановить свой статус лидера в группе будет практически невозможно. Согласились бы вы лететь на самолете, если бы знали, что экипаж не уверен в собственных возможностях и все время сомневается? Но в этом случае мы просто не знаем, насколько опытны пилоты. Их кабина отделена от салона бронированной дверью, и общение с экипажем происходит в одностороннем порядке, когда нам сообщают о погоде и времени прилета. Вы же на виду у всех, и оценивают вас постоянно. Группа идет только за сильным и уверенным лидером. Тренеру стоит держаться спокойно и с достоинством, не боятся возражений и комментариев слушателей. Ну и наконец, полагаю, имеет смысл смириться с тем фактом, что знать все невозможно. Как возникает уверенность в себе? Думаю, что формируют ее две составляющие: первая – глубокие знания предмета и вторая – осознание своей миссии в профессии. Мы делаем важную и нужную людям работу.

    Когда слушатель оказывается на интенсивном тренинге, особенно если это происходит впервые, у него может возникнуть ощущение «потерянности» из-за переполнения информацией, и, как следствие, формируется пессимизм: «Мне никогда с этим не разобраться. Все слишком сложно. Я не успеваю за группой». Необходимо помочь преодолеть это состояние. Сделать небольшую паузу, дать возможность осознать полученную информацию и помочь ее структурировать. Не стоит забывать о поддержке слушателей и их мотивации в освоении новых знаний. Позитивность и оптимизм – необходимые составляющие успешного обучения. Для того чтобы у слушателя возникло ощущение, что «все получится», нужен преподаватель, излучающий оптимизм и заражающий им всех остальных.

    Как уже упоминалось выше, тренинг – почти всегда процесс интерактивный, и абсолютно все слушатели должны быть задействованы в нем. Дискуссии, мозговые штурмы и тому подобное – необходимые составляющие курса. Надо дать всем возможность почувствовать, что участие каждого в процессе обучения нужно и важно. Если тренинг проходит активно и группа включена в интересную захватывающую работу, все испытывают удовольствие от этого процесса. Время не тянется, а пролетает незаметно.

    ***

    Подводя итоги, хотелось бы сказать, что наши слушатели – не пассажиры на борту авиалайнера, которых нужно довезти до пункта назначения. Это, если угодно, наш экипаж. И если пока слушатель – второй пилот, то наша задача научить его и дать поверить в собственные силы, и рано или поздно он займет кресло капитана.

    Леонид Шапиро.

    Статья опубликована в журнале “Системный Администратор”.

Комментарии

  1. Леонид, мои респекты ))))

  2. Что бы понять, что такое MCT, надо поработать пару лет. Хотя уже через пол года станет ясно, есть ли склад под такую работу или нет. В тренеры идут пачками, каждый год все новые и новые. Но как читало по стране 100 человек, так и продолжают читать. Причем состав практически не меняется.

  3. Илья, а если не секрет, то на какую зарплату может рассчитывать начинающий тренер в Москве? Начинающий – в смысле тренерский опыт -> 0. Давно хотелось уйти из сисадминов, вот только вопрос оплаты труда сильно важен – есть ипотека, которая не позволяет “упасть” ниже определенного уровня, равно как и работать за жрат “на перспективу”.

  4. Зарплата при полной нагрузке от 70 до 150. Зависит от кучи факторов.

  5. Инженер, который готовит класс наверно это только в Москве. В регионах тренер не только обслуживает свой класс , но оказывает поддержку работы офиса!!!

  6. @4 Да, я в курсе, что академчас стоит в районе 700р. Но ведь практически 100% “нулевому” тренеру ни один УЦ полной нагрузки не даст. Потому я и спрашиваю, на какую вообще оплату можно рассчитывать с нуля.
    И еще вопрос: у тренеров есть какой-то фиксированный оклад, или только почасовка? Или в разных УЦ по разному?

  7. 1) хХх, начните с совмещения. Преподавание тем приятно, что можно начинать постепенно. Попробуйте “расчитаться” по вечерам и/или выходным. Если пойдёт – переведёте сисадминство в разряд подработки, а основной работой у Вас будет преподавание. Будете в нашей команде. Пишите мне на director@specialist.ru

    2) Михаил, перебирайтесь в Москву!

  8. 2Дмитрий
    Проблема в том, что по вечерам – по выходным – не очень получается. Пробовал как-то раз, так и не набралась группа – как раз начался кризис и пошли отказы от обучения.
    Тем не менее, напишу на мыло 🙂

  9. Есть тонкость.

    Состоит она в том, что рынок тренеров вообще – перегружен, а хороших – очень мало.

    Многие предполагают, что если они станут тренерами, то обязательно хорошими. Что, в общем, совсем не так.

    Как-то не указано, что тренеру надо много учиться, иначе его знания обесцениваются крайне шустро. Быстрее, чем у рядового IT-специалиста. Который может поддерживать одну инфраструктуру, допустим, пару лет, и бизнес будет себя нормально ощущать. А вот тренер – он через полгода выпадает из темы.

    Ещё в статье как-то мало раскрыта тема, что тренерство зачастую преподносится как панацея от ответственности. Притом кандидатами. “Я вот админом работал, меня за всякие глюки ногами били сразу по лицу, а теперь я тренером буду, там если лаба не заработает, то всем пофигу, ничего страшного”. Характерная чисто IT-тренерская деформация личности – минус воспринимается как плюс.

    К нам на собеседование крайне часто приходят динамичные ребята, которые решили стать Самыми Хитрыми – сели, посчитали, и поняли, что можно меньше времени работать, ни за что не отвечать, и при этом больше получать. Когда им объясняешь, что чтение вслух слайдов – это не то, за что столько платят – люди мучаются, как грешники с картин Босха. Когда начинаешь тестировать знания – там уже не Босх, а, скорее, поздний Дали. Потому что знаний у людей мало, систематизированных – ещё меньше, фундаментальных – единицы, но учить они очень хотят – это ведь круто и престижно.

    Люди узнают, что за курс можно получать 40-50К на руки, и у них сносит крышу от операции умножения чисел.

    А правда простая – стать тренером сейчас очень несложно. Быть профессионалом – крайне трудно. Весь тренерский топ фактически знает друг друга лично, и состав меняется крайне неторопливо. А сотни людей читают слайды.

    Поэтому надо относиться чуть критичнее, в первую очередь – к себе. Не всем IT-специалистам судьба обладать фундаментальными знаниями уровня, гарантирующего качественное преподавание хотя бы одного серьёзного направления. Кому-то и номера KB учить наизусть. Статьи, расписывающие “ослепительные перспективы с минимальными трудозатратами”, всегда в результате оказываются рекламой форекса.

  10. Можно, кстати, сделать статью, где собрать мифы про тренерство.

    Типа:

    “Я инженером вот лет 5 работаю, и решил так поступить – пойду в тренеры, потом ITIL поучусь, и после – в айти-директора”

    Можно сочную коллекцию собрать. 🙂

  11. Ну вот, пришел поручик и все опошлил :)))))))

  12. @10 Руслан, а можно вас попросить таки написать вторую часть статьи “IT-собеседование: 12 “нет” 🙂

  13. Попросить – можно. Но загрузка сейчас высокая, поэтому просьба будет задокументирована с зеленым флажком (т.е. надолго). Курсы новые, циклы вебинаров, работа – а на статью надо выделить с полдня как минимум. Сложно.

  14. @10, Руслан, а может тогда статейку напишешь на тему “Как стать хорошим тренером”? Ведь ими же не рождаются, а становятся 🙂 Ты наверняка тоже с чего-то начинал в свое время.

  15. Я начинал с коньяка по праздникам. Но не суть. Может и напишу.

    “У Бильбо язык прилип к гортани, он хотел крикнуть : “Дай мне еще время! Дай время! ” Но у него вырвался только писк: “Время! Время!”
    Бильбо спасла случайность: это и была разгадка. Голлум снова был разочарован.” (ц)

    Как-то так.

  16. Дмитрий не поверите 🙂 Я сейчас этим как раз занят!!!

  17. Дмитрий, а как у вашего УЦ дела в регионах? Не всем интересно перебираться в Москву. Отправлял когда-то резюме и в ваш филиал в Ростове-на-Дону, и в московский. Ответа не дождался.

    По сути статьи: согласен 🙂

  18. Илья, ходят слухи, что Специалист взял на вооружение худшую практику из Академии АЙТИ. Оплата тренера зависит от числа студентов на курсе!

  19. Честно могу сказать одно, у меня (и тех с кем я близко общаюсь) з.п хорошая. А пока она хорошая, мне абсолютно все равно как она считается.

    З.Ы C 28 июня я представляю УЦ “Специалист” на MCT саммите в Стокгольме. Будут подробные отчеты с мероприятия.

  20. Илья, класс саммит это круто. Очень приятно когда работадатель оплачивает такие вещи.Жду публикации отчета с фото. А ты не в курсе какие учебные центры наши будут еще там представлены.

  21. Я не знаю, кто будет еще из России узнаю при регистрации и на открытии.

  22. Оплата всегда зависит от количества студентов, просто этот термин у всех УЦ разный. Абсолютно все УЦ за 1 слушателя на курсе точно денег не накинут в той или иной степени – или бонус не дадут, или попросят курс “укоротить” в силу фактически индивидуального преподавания. Что, в общем-то, логично. Равно как и логично то, что за “много” студентов добавляют денег – хотя бы по той причине, что интенсивность работы и её продолжительность возрастает. Просто у всех УЦ эти границы “мало” и “много” разные, притом на разных курсах, и схема мотивации тоже.

  23. А у нас в регионах класс настраивает преподаватель и он же получается ответственным за успешное проведение занятий.
    Если один курс в пятницу вечером заканчивается, а новый начинается в понедельник то и по выходным выходить.
    К сожалению быстро класс подготовить не получается (размер виртуалок MS-6451B 95 Гигов, поди разлей, а на RedHat классах все машины класса каждый раз переустанавливаются)
    А работа на самом деле умственно тяжёлая, надо постоянно находиться в теме
    Так что и посисадминить приходится и слушателей консультировать и языком внятно чесать и мозгами активно шевелить.
    2Ruslan V. Karmanov: Это где в Москве 50к за один курс дают? 🙂 Больше 5 лет работаю тренером MS и RedHat в регионах и никогда таких денег не видел.

  24. Много разных мыслей по поводу хорошего и плохого тренера, я конечно не обладаю таким опытом ведения курсов, как например: Дмитрий Мищенко или Федор Цыганов (остальных просьба не обижаться), но мне кажется, что хороший тренер должен отвечать нескольким простым требованиям:
    1. Быть профессионалом в том продукте по которому он читает курс, понимать что как от чего зависит, знать все сопряженные продукты на должном уровне, а не так чтобы на вопрос из аудитории, отвечать: “Причем здесь SQL Server, мы же WSUS разбираем, это не имеет отношения к курсу”.
    2. Понимать и чувствовать что происходит с аудиторией, если к примеру аудитория обладает слабым уровнем подготовки, то сделать упор на базовые более простые главы курса, рассказать о них глубже, привести больше примеров, дать больше времени на лабы, тем самым меньше времени оставить на сложные темы и рассказать о них меньше, но у слушателей так хоть что-то останется в голове, кроме винегрета из фрагментов совсем непонятого курса.
    3. Уметь выстраивать курс таким образом чтобы аудитория не в потолок плевала, а действительно была заинтересована происходящим, вести активный диалог с аудиторией чтобы не только рассказывать, о и отвечать на вопросы из аудитории.

    2Дмитрий Мищенко
    Что же касается, практики и тренерства, Дим, согласись, что настроить ряд сервисов для проведения курса RH133/253 в закрытой подсети это не задачи по развертыванию 30-50 серверов на RHEL с кучей сервисов + KVM + RHN Satellite и так далее и еще здорово когда от после кризиса остались какие-нибудь скомпилированные на тазиках iSCSI Target, тоже доставляет.
    Конечно когда на курсе RH133 какой-нибудь слушатель вспашет sysctl.conf так, что сеть вообще не хочет работать ни при каких условиях, придется погрузится в это и все пофиксить, но это не сравнимо с задачей когда на Apache+jBOSS ведется разработка приложения 10-20 программистами, задач по тонкой настройке Apache возникает значительно больше.

  25. Дмитрий, топовые курсы по Juniper / Cisco / CISSP бывает оплачиваются и выше. Это MPLS-TE, это топовые UC (то, что раньше тандбергом было), это провайдерские взрослые решения (типа EX8200 свичей). За курс по софтсвичам PGW2200 и 80 за неделю получалось.

    За курсы Microsoft и уж тем более RedHat таких денег не платят по причине того, что сами курсы дешевле в несколько раз. Навскидку – самый топовый курс МС (по оплате), который я читал за последнее время, был для одного крупного российского оператора связи, который менял связку из Lotus Notes + postfix + sendmail на Exchange 2010 SP1, там было 55 за 6 дней (в неделю не влезали). Но это под заказ, на такое ориентироваться смысла нет.

  26. Отвечаю на вопросы:
    1) в регионах – никак. Для слушателей из регионов мы предлагаем подключение к московским группам через вебинар. Цена получается ниже, чем у конкурентов, срок ожидания нужной группы меньше. У Ильи в идущей группе кроме очников ещё 7 вебинаристов, и это не предел.
    2) насчёт “худшей практики” – да, в кризис мы резали зарплату тренеров за малокомплектные группы. Чтобы сохранить загрузку, пусть и по более низкой ставке. В 2011 году кризис кончился. Полноценные группы мы собирать умеем – на нас работает эффект масштаба, у нас всё-таки 24% рынка, при таких объёмах можно использовать статистику и т.п.
    3) насчёт вечеров и выходных – мы много работаем с частными лицами, поэтому в это время поток большой.
    4) по оплате труда – у нас только почасовка + премии разные (как раз за “много студентов”), но загрузка нормальная и в целом стабильная. Вход в работу – через совместительство, группы вечер-выходные.
    Важно!!! Нужно уметь читать востребованные курсы, нужно быть “в теме”. Sharepoint нужнее, чем Hyper-V.

    Не увидел Вашего письма в почте, продублируйте, пожалуйста, или оставьте свой адрес, я Вам напишу.

  27. По макрасовту была презетуха, как развёртывать курс при помощи MDT, ищите на mctvirtualsummit.com.

    Как вариант, один раз запарится настроить SCCM, написать скрипты, ну или студент + внешние винчестеры.

    Илья, если не секрет какова нагрузка? Сколько курсов в месяц/год читаеш? Просто ради интереса сравнить.

  28. Serge Ammosov, много, все зависит от времени года. Называть цифр не буду, на сайте есть расписание преподавателя на год вперед, оттуда можно цифру прикинуть.

  29. Не могу удержаться от комментария. Я проработал преподавателем более четырех лет в разных УЦ, сейчас работаю у вендора.
    Всем кто думает попробовать или нет один совет – пробовать.
    Будете вы тренером или нет всю оставшуюся жизнь не так важно, но за то время, которое вы проработаете тренером, получите уникальный опыт и навыки, и сможете более успешно себя реализовать.
    Для себя я вынес
    – умение быстро учиться и быстро думать, в ИТ без этого никуда – это самый главный навык
    – опыт общения с людьми, умение работать с разными аудиториями, так называемые soft skills – это вообще неоценимо в таком объеме ни одна профессия больше таких навыков не дает
    – широкий круг знакомых
    По поводу учебных центров – «каждый кулик свое болото хвалит», мое субъективное личное мнение как преподавателя проработавшего в разных УЦ и в разных городах (и сейчас уже не работающего в них, так что практически независимое мнение) – «Специалист» лучший УЦ для преподавателей и студентов.
    Так что находите выше адрес Дмитрия и высылайте резюме 🙂

  30. Хочу добавить к словам Юрия Лебедева:
    > …если к примеру аудитория обладает слабым уровнем подготовки, то сделать упор на базовые более простые главы курса, рассказать о них глубже…

    Бывает при этом и так: в аудитории большая часть обладает этим самым “слабым уровнем подготовки”, и с ними приходится работать. А в это самое время есть несколько вундеркиндов, которые типа все знают, задают каверзные вопросы, улыбаются, а в конце курса ставят преподавателю “3” потому что он не знает в совершенстве, например, тонкости перехода от Lotus Notes к Exchange Server. 25% плохих оценок – можно лишиться статуса MCT.

    Кстати, из-за резкого уменьшения количества желающих учиться, учебные центры берут всех подряд, даже не удовлетворяющих предварительным требованиям (prerequisites). И вообще, уровень фундаментального знания очень низок. Например, из админов с многолетним стажем, учившихся у меня, практически никто не смог объяснить отличие глобальных групп от доменных локальных и порядок применения групповых политик, хотя они употребляют их в работе постоянно, система безопасности Windows – тайна за семью печатями, а серверу DNS они приписывают сверхъестественные свойства.

    Ни халявы, ни романтики в труде MCT нет – это черный каторжный труд. Поэтому в идеале это промежуточная должность перед консультантом – и работа интереснее, и платят больше.

  31. Отличная статья хорошо изложена, еще 1 ветка развития. По делу очень много тренеров которую либо не умеют вести курс либо имеют мало опыта, вот на планирование Exchange 2010 был просто отличный тренер, манера изложения+большой практический опыт. Называть пожалуй не стану, кто знает поймет о ком я.

  32. какие экзамены нужно сдавать чтоб стать тренером?

  33. кирюха, для реального тренерства Вам нужно:

    1. Иметь опыт и знания по продуктам МС
    2. Уметь разговаривать и быть оратором
    3. Прослушать курс ТТТ и выступить на 15 минут после курса.

    Если нужен номинальный тренер, то достаточно минимальной сертификации и пункта 3