Главная System Center, Без рубрики, Новое SCSM 2012: что год грядущий нам готовит
  • SCSM 2012: что год грядущий нам готовит

    Как известно, в конце этого года и начале следующего Microsoft полностью обновит свою линейку продуктов System Center. Не обойдут стороной и Service Manager, который также, как и все остальные продукты, получит постфикс 2012. Сегодня я немного расскажу о том, что же нас ждет в следующей версии Service Manager.

    Сразу оговорюсь, что речь пойдет только об информации, доступной публично. А основным источником информации на сегодняшний день является конференция MMS 2011, который прошел этой весной. На нем были показаны возможности SCSM 2012, которые в окончательной версии могут быть отключены или наоборот, получить дальнейшее развитие. Более точно об окончательных возможностях можно будет говорить только после выхода беты версии. Также отмечу, что я брал официальный перевод терминов, поэтому некоторые могут звучать странно или непривычно.

    Для начала, примерные сроки выхода:

    • SCSM 2012 CTP2 – вышла 31.08.2011, доступна только для участников TAP.
    • SCSM 2012 Beta – конец Q3 2011, скорее всего будет доступна всем желающим.
    • SCSM 2012 RTM – Q4 2011 – Q1 2012 (скорее всего Q1 2012, но это моё личное мнение)

    Кратко, что нового будет в SCSM 2012:

    • Запросы на обслуживание (Service Request) и Управление Выпусками (Release Management)
    • Полноценный портал самообслуживания на базе Sharepoint 2010
    • Улучшение в хранилище данных (Data Warehouse)
    • Интеграция с Orchestrator (бывший Opalis) и Virtual Machine Manager
    • Управление уровнем обслуживания (SLM)
    • Параллельные действия (Activity)
    • PowerShell Cmd-Lets

    Список естественно не полный, есть еще масса мелкий улучшений и добавлений, я лишь отметил для себя те, что являются самыми важными на мой взгляд. Чуть подробнее по порядку.

    Рабочие элементы

    Запросы на обслуживание и управление выпусками

    Тут всё просто: добавлены новые типы рабочих элементов, которых так не хватало многим пользователям:

    image image image

    Запросы на обслуживание очень похожи на запросы на изменение – они имеют похожий набор свойств, также поддерживают действия.

    Управления выпусками служит для управления внедрениями различного ПО, как самописного, так и полученного из вне, и предназначено в первую очередь для планирования.

    Действия (Activity)

    Кроме добавления новых рабочих элементов сильно обновились и действия. Кроме стандартных действия рецензирования и ручного действия добавились параллельные активности и действия для запуска runbook (об этом чуть подробнее будет описано, когда пойдет речь об интеграции с Orchestrator). Пример параллельных действий можно увидеть на снимке:

    image

    Также видно, что действия теперь могут отображаться как в виде списка, так и в виде дерева.

    Прочие изменения для рабочих элементов

    РЭ имеют еще массу изменений, как мелких, так и значительных, но многое пока не доступно публично. Из того, что известно точно – появятся отношения родительский-дочерний элемент, т.е. каждый РЭ может выступать как родительский для других. Это крайне удобно, когда нужно не просто связать несколько элементов (что можно и сейчас через Связанные элементы), но указать что какой-то РЭ появился из-за другого, н-р запрос на изменение может быть результатом инцидента или проблемы. Раньше это было доступно только для отношений РЭ –> Действие.

    Управление уровнем обслуживания (SLM)

    В первой версии SCSM Microsoft пошел по стопам дедушки Форда: мы могли использовать любой сценарий SLM, если он подразумевал режим работы 24х7.В новом релизе это ограничение будет снято, и пользователи смогут создавать свои сценарии SLM. Подробности – после выхода beta-версии.

    Также отмечу, что в отличии от SCSM 2010, SCSM 2012 будет поддерживать SLM как для инцидентов, так и для запросов на обслуживание.

    Портал самообслуживания

    Эта часть SCSM 2010 была также популярна, как и SLM – только ленивый не упоминал её. И не потому, что она была так замечательна, а потому, что функционал была крайне ограничен. Microsoft учла горький опыт, и в SCSM 2012 нас ждет полноценный портал самообслуживания на базе Sharepoint 2010 (поддерживается и бесплатная версия foundation).

    Веб-портал построен на базе веб-частей (web-part), что дает возможность кастомизировать его как угодно, а также встраивать функционал в существующие корпоративные порталы.

    Основные возможности:

    • Регистрация РЭ на основе предложений запроса (request offering)
    • Просмотр и редактирование текущих обращений

    Предложения запроса (Request Offering) и предложение услуги (Service Offering)

    Веб-портал построен на каталоге услуг (Service Catalog), который предоставляет пользователю возможность создать запрос не в зависимости от типа обращения (многие пользователи “зависали” при такой фразе), а просто выбрав из списка где и что он хочет сделать. Получить доступ к приложению? Есть услуга “Безопасность” или “1С”, а в ней “Запросить доступ”. Надо настроить почтовый ящик или проблемы с почтой? Есть услуга “Почта”, а в ней “Подключить ящик” и “Оформить проблему”. Вот как примерно выглядит каталог услуг для пользователя:

    image

    При этом все услуги и запросы настраиваются на стороне консоли Service Manager. Администратору системы не нужно знать азы HTML, ASP, CSS и прочих страшных для многих аббревиатур. Для каждого предложения запроса мы можем указать уникальный набор полей, затем указать правила, куда эти поля копируются. Всё настраивается в графической консоли и отображается в веб-портале прямо из SCSM.

    Создание новой услуги производится прямо из консоли: image
    Далее добавляются запросы, которые будут доступны для данной услуги: image
    Здесь же мы можем добавить новый запрос: image
    И затем новая услуга отобразится на веб-портале: image
    и пользователь сможет выбрать запрос image
    и заполнить поля, которые мы указали в запросе и создать его image
    после чего запрос отобразиться в консоли image

    Интеграция с Orchestrator

    SCSM 2012 получит возможность загружать “документаций по задачам” (ну пугайтесь, это всего лишь runbook) из Orchestrator, а затем использовать загруженные runbook для выполнения в действиях. Т.е. теперь запуск runbook может быть частью рабочего процесса любого РЭ.

    После импортирования из Orchestrator runbook можно посмотреть в консоли SCSM, там же видны все его параметры: image
    Далее мы можем на базе runbook создать действие, которое затем использовать в процессах: image
    Когда приходит время выполнять данное действие, SCSM отправляет команду в Orchestrator, который, в свою очередь, после выполнения, передает статус обратно в SCSM: image

     

    Хранилище данных (Data Warehouse)

    Хранилище данных теперь поддерживает OLAP-кубы, и позволяет строить запросы любой сложности. Кроме этого, поддерживается передача данных не только из SCSM, но и из SCCM и OpsMgr, а также из внешних источников. Т.е. фактически мы получаем базу данных, содержащую срезы по ВСЕМ данным, касающиеся ИТ-инфраструктуры компании. Все отчеты могут отображаться на Sharepoint, а также быть подключены в Excel, что дает возможность избежать создания собственных отчетов и дать инструмент анализа ИТ-руководителям.

    Заключение

    SCSM 2012 – огромный шаг вперед по сравнению с SCSM 2010, и это будет еще заметнее, когда можно будет рассказать обо всех нововведениях и улучшениях в SCSM, что произойдет после выхода beta-версии. Также вы можете познакомиться с этим продуктом на TechEd Russia 9-10 ноября 2011 года в Москве в выставочном центре “Крокус Экспо”.  Я там тоже буду, так что увидимся ))

    Антон Гриценко ака FreemanRU

    Оригинал статьи: SCSM 2012: что год грядущий нам готовит

Комментарии

  1. Большое спасибо за отличный обзор!

  2. Beta естественно будет публичной. Спасибо за обзор Антон.

  3. Антон, у меня есть к вам чудный вопрос.
    А никто в МС не догадался, что можно сделать единый DW для всей линейки SC? Или это реализовано в 2012?

    Ведь это реальный плюс, когда данные для анализа за длительные периоды времени хранятся в одной базе.

  4. Александр, стоило дочитать до конца статью 😉
    “Кроме этого, поддерживается передача данных не только из SCSM, но и из SCCM и OpsMgr, а также из внешних источников. Т.е. фактически мы получаем базу данных, содержащую срезы по ВСЕМ данным, касающиеся ИТ-инфраструктуры компании”
    Правда справедиловсти ради надо сказать, что “другие внешние источники” были вырезаны в итоге.

  5. Я не о простой передаче. Я о выделении роли с названием типа System Center DW, которая бы хранила данные всех продуктов SC. А в данном случае есть роль DW у SCOM, SCSM, SCCM. И у всех своё. Только SCSM собирает данные от всех.

  6. SCSM DW – это шаг к общему хранилищу. Просто до последнего времени команды работали над каждым из продуктов отдельно. В версии 2012 их заставили сотрудничать, более того, команды SCSM и OpsMgr объединили в одну в ноябре. Так что есть вероятность, что в следующей версии будет одна DW.
    С другой стороны, SCSM DW это всё-таки данные CMDB. И к примеру данные производительности там смотрелись бы странно.

  7. Спасибо безумно понравилось!
    снаилутшими!!!! )

  8. Спасибо за статью, возник 1 вопрос – на скриншоте http://itband.ru/wp-content/uploads/2011/09/image4.png немного измененный вид портала (сравниваю с SCSM 2012 R2) кастомизация выполнялась вами или присутствует шаблон как для 2010?

  9. @Oleg, к сожалению ни то, ни другое. Это скриншот очень ранней альфы портала. Портал SCSM 2012 практически не кастомизируется. Можно посмотреть на решения партнеров, н-р http://www.syliance.com/marketplace/itsm-portal/