Главная Без рубрики, Новое Проблемы оценки экономической эффективности IT проектов. (Часть 3)
  • Проблемы оценки экономической эффективности IT проектов. (Часть 3)

    В предыдущих статьях двух этого цикла мы имели возможность убедиться в важности предварительной экономической оценке IT проектов. Жесткая конкуренция в сфере информационных технологий приводит к тому, что далеко не всегда можно говорить о необходимости реализации какого-либо IT решения исходя лишь из технической целесообразности. Вопросы экономической обоснованности оказываются крайне важными, если не сказать ключевыми при принятии решения о том состоится ли проект или нет. Существуют различные оценки экономической эффективности. В прошлом номере мы рассмотрели подход, основанный на оценке совокупной стоимости владения (TCO). В этой статье мы предлагаем пример такого расчета.

     

    Описание задачи и подходов к ее решению

     

    Допустим, создается новый филиал компании, численностью не более 100 сотрудников предстоит определить, имеет ли практический смысл отказаться от традиционной схемы работы пользователей, когда каждый сотрудник использует персональный компьютер в качестве своего рабочего места и перейти к технологии VDI, используя в качестве рабочего места тонкий клиент. Технические преимущества такого решения очевидны: централизованное хранение информации, широчайшие возможности управления и поддержки, более высокий уровень безопасности системы в целом, отсутствие необходимости частого обновления клиентского оборудования, уменьшение энергопотребления и т. п. Есть ли минусы? Разумеется, придется выполнить внедрение системы VDI, которая потребует дополнительных затрат на оборудование, лицензии и, собственно говоря, на сам процесс проектирования и внедрения, то есть, если это будет выполняться с привлечением внешних компаний, то возникнут дополнительные расходы на консалтинг. Если же компания будет осуществлять все собственными силами, то возникнут затраты исходя из того, что IT сотрудники компании будут вовлечены в иные активности, скажем так, непрофильные для предприятия. Как бы там ни было, следует понять, что будет целесообразней внедрить VDI или оставить все как есть. Из описания задачи мы видим, что здесь речь идет о характерном «внутреннем» проекте, то есть мы не можем выделить связь ни с входящим денежным потоком компании, ни с входящим потоком потенциальных клиентов. Можно посчитать затраты текущую инфраструктуру и на VDI (с той или иной степенью погрешности), но выделить вклад этого проекта в формирование выручки всего предприятия крайне затруднительно. Таким образом, мы можем лишь говорить об оценке и сравнении затрат на некотором интервале времени. Следовательно, не трудно заметить, что обосновано использовать оценку по совокупной стоимости владения (TCO). Рассмотрим затраты при традиционных рабочих местах и при использовании технологии VDI, а потом сравним полученные результаты. Предпочтительным станет тот вариант, стоимость которого окажется меньше.

    В настоящей статье мы не ставили себе задачу выполнить окончательный расчет TCO, базируясь на технологиях какого-то признанного поставщика программных решений в области VDI, будь то Citrix, VMWare, Microsoft, или кто-то еще. Мы предлагаем рассмотреть подход. В дальнейшем, понимая базовые принципы, вы сможете сделать все, основываясь на реальных цифрах.

    Мы будем вычислять простой TCO, то есть

    ТСО = ТСА + (стоимость поддержки в год * количество лет жизни проекта).

    ТСА здесь и далее «Total Cost of Acquisition» или «Совокупные Затраты на Приобретение».

    В качестве периода жизни проекта возьмем три года. В сущности, этот срок вполне традиционный для такого расчета.

    Итак, начнем с оценки затрат. В данном проекте разнесем затраты по принципу CAPEX/OPEX (capital expenses – капитальные затраты и operational expenses – операционные затраты). В CAPEX войдут, очевидно, большей частью затраты на приобретение, то есть TCA.

     

    Для создания традиционной среды нам потребуется:

    1. Для работы с прикладным программным обеспечением необходимо оборудование и лицензии. Сюда войдут: серверное и прикладное программное обеспечение, лицензии на рабочие места, серверное оборудование, организация серверной комнаты.

    2. Создание ЛВС, то есть услуги по разработке СКС, собственно сами СКС и сетевое оборудование.

    3. Приобретение рабочих мест сотрудников.

    4. Услуги по планированию и внедрению бесперебойного электропитания, кондиционирования и резервного копирования.

    5. Предоставление доступа в Интернет.

    6. Организация печати, IP-телефонии, средств видеонаблюдения.

     

    Перечисленные здесь пункты являются прямыми затратами на инфраструктуру. К операционным отнесем:

    1. Затраты на поддержку, консалтинг и обучение сотрудников.

    2. Затраты на расходные материалы (картриджи для принтеров, носители для резервного копирования)

     

    Рассматривая вариант на основе VDI, отмечаем, что часть затрат останется прежними, а часть изменится. Капитальные затраты изменятся в пунктах 1, 3 и возможно 4. Операционные затраты изменятся в пункте 1.

    Капитальные затраты кардинально изменятся в пункте 1. Потребуется иное серверное оборудование и программное обеспечение. Прикладное ПО не изменится. Пункт 3 – рабочие места сотрудников тоже будет совершенно другим, в качестве рабочих мест выступят «тонкие клиенты». Бесперебойное питание, кондиционирование и резервное копирование пункта 4 изменятся в связи с отличающейся, по сравнению с базовым вариантом, инфраструктурой.

    Операционные затраты будут отличаться в области консалтинга и обучения сотрудников. На них и предполагается существенно экономить, это одна из основных причин, исходя из которой вообще рассматривается VDI.

    Есть и еще один важный аспект – выигрыш с точки зрения безопасности и мобильности, но в предлагаемых условиях, мы его оценить с финансовой точки зрения не сможем, поэтому исключим эту часть из рассмотрения с точки зрения TCO.

    Создадим несколько таблиц для оценки проекта:

    image

    TCO(Проект 1) = Итого СAPEX + Итого OPEX1 + Итого OPEX2 + Итого OPEX3

    Если OPEX год от года не меняется, то можно воспользоваться совсем простой формулой:

    TCO(Проект 1) = Итого СAPEX + Итого OPEX1 * 3

    Составляем аналогичную таблицу для Проекта 2, с использованием VDI. Получив две цифры TCO, мы имеем возможность сравнить, что выгоднее с точки зрения затрат. Вполне может оказаться, что внедрение VDI не такая и хорошая мысль, как это казалось до расчетов и сравнений. Если решение о внедрении проекта принципиально принято и остается только выбрать один из возможных проектов, при этом количество сравниваемых проектов больше 3х, нет никакой необходимости учитывать пересекающиеся данные. Например, выше мы рассматривали 2 проекта, которые отличаются только в пунктах 1,3,4 в области CAPEX и в пункте 1 в области OPEX. Если разговор идет только о сравнении затрат, то вполне можно «сократить» все одинаковые по стоимости пункты в конкурирующих проектах. Это сделает картину понятнее.

    image

    С помощью данной таблицы сравнивать проекты с точки зрения различающихся затрат проще и наглядней. Заметим, что цифры, полученные с помощью Таблицы 2, _не являются_ TCO, поскольку учету в ней подлежат не все группы затрат, а только те, которые различаются в проектах.

    В следующих статьях мы расскажем о более продвинутых методиках расчетов экономической эффективности IT проектов с помощью ROI, с учетом денежных потоков и ставки дисконтирования, а также подробно разберем, в чем состоит основная проблема существующих методов оценки, основанных на учете экономии ресурсов предприятия.

     

    Алексей Лагутенков

    Леонид Шапиро

     

     

     

    [1] Donna Knapp "The ITSM Process Design Guide: Developing, Reengineering, and Improving IT Service Management"

    [2] Angelo Esposito and Timothy Rogers "Ten Steps to ITSM Success: A Practitioner’s Guide to Enterprise IT Transformation";

    [3] Microsoft "Rapid Economic Justification Framework";

    [4] Randy A. Steinberg "Measuring ITIL: Measuring, Reporting and Modeling – the IT Service Management Metrics That Matter Most to IT Senior Executives".

    [5] Алексей Лагутенков, Леонид Шапиро «Проблемы оценки экономической эффективности IT проектов. Часть 1. Краткий обзор некоторых методов оценки экономической эффективности IT проектов» БИТ № 2 2013.

    [6] Алексей Лагутенков, Леонид Шапиро «Проблемы оценки экономической эффективности IT проектов. Часть 2. Оценка совокупной стоимости владения (TCO) в IT проектах. Классификация и определение затрат» БИТ № 4 2013.

    Статья опубликована в журнале БИТ № 6 2013.

Комментарии

  1. Все-таки общеупотребительно использование CAPEX – capital expenditure, а не capital expenses (как в статье), то же и с OPEX. А вообще вопрос интересный и сложный. Но для проектов длительностью более 3-х лет( а бывает, что и до 3-х лет), необходимо учитывать, что капитальные затраты могут возникнуть в ходе проекта в связи с необходимостью приобретения/обновления оборудования и ПО в связи с окончанием нормативного срока полезного использования или окончанием технической поддержки продукта, как пример.

  2. Так что же выгоднее тонкие клиенты или традиционная схема( персональный компьютер)
    Мне к сожалению не приходилсь внедрять тонкие клиенты но в компании которой я работаю какое то время их применяли.
    Могу сказать что с одной стороныы это удобно но есть одно НО.
    1. Обучение IT персонала для создания схемы ( обучение CItrix к примеру) плюс лицензии и само программное обеспечение.
    2. Обслуживание всего этого оборудования (обновление ПО + решение проблем как с физикой так и спрограммным обеспечением)
    И получается структура более сложная и более дорогая.

  3. Илья, спасибо. Вы правы.
    Евгений, на Ваш вопрос нельзя ответить без изучения организации и бизнес задач. Во многих случаях внедрение виртуализации приложений и/или рабочих мест и использование тонких клиентов оказывается правильным решением не только с точки зрения технической целесообразности, но и с экономической точки зрения. Бывает и обратная ситуация. Задача в том, чтобы понять имеет ли смысл всем этим заниматься. Я думаю, что в одной из ближайших статей мы попробуем рассмотреть какой-нибудь практический пример более детально.

  4. Можно все уместить в пару предложений:
    Универсальной формулы не существует.
    Проблема будет всегда в человеке, а именно в том, кто оценивает.

  5. Plus I could hire an assistant to perform anything for me even though I discovered the ropes. Remember employing these two ppl wasnt affordable. It was 500 for the mentor and 300 for the assistant.
    longchamp le pliage cabas open tote http://www.quintessence-acoustics.com/longchamp-le-pliage-cabas-open-tote.html