Главная Без рубрики, Карьера, Новое О жизни Microsoft Certified Trainer
  • О жизни Microsoft Certified Trainer

    MCTЛет двадцать тому назад, когда Microsoft пыталась захватить мир, одним из направлений экспансии стало обучение специалистов, а именно подготовка большого количества экспертов по собственным продуктам. Это выражалось как в количестве и уровне литературы, которая публиковалась на разных языках, так и в авторизованном обучении. Авторизованный курс − это курс, программу которого создает сам вендор, а ведет сертифицированный инструктор, который должен пройти определенное обучение и одобрение. Я получил тренерский статус в конце 2007 года и последние девять лет упорно трудился на данной ниве, отчитывая по 140-180 часов в месяц. В этом году, по ряду причин, принял решение сократить чтение авторизованных курсов, а сейчас хочу немного рассказать о «кухне» тренерского мира для тех, кому это просто интересно.


    Получение статуса MCT.

    Изначально, процесс получения требовал топовой технической сертификации MCSE, прохождение трехдневного курса ТТТ в Москве, а также проведения презентации для демонстрации умения вести курс и общаться с людьми. В самом начале, эти записи просматривались в Microsoft Rus и выносилось решение «годен» или «не годен». Демонстрации уже давно никуда не отсылаются и нет практики обламывать людей после прохождения ТТТ; статус получают все, а там, как говорится, рынок расставит все на свои места. В настоящее время, для получения статуса тренера, достаточно иметь MCSA или MOC сертификацию. Курс ТТТ при этом остался, но вживую его уже не читают года 3, человек просто платит деньги, слушает видео и потом 15 минут выступает. Т.е. требования есть, но они, по сути, номинальные и проходятся без сложностей.

    Рынок преподавателей.

    У преподавателя всегда есть два пути. Первый, стать авторизованным инструктором при учебном центре, второй путь — быть фрилансером и читать там, куда пригласят. Исторически есть несколько учебных центров, которые делают погоду и все они находятся в Москве, некоторые имеют филиалы, но очень часто, из экономической целесообразности, приезжают тренеры из Москвы. Я успел поработать в Ланит-Ростов, это был хороший опыт, но в Ростове-на-Дону нужного объема не было и пришлось перейти в Академию Ай-Ти в Москве. Это были крутые полтора года, где я реально набрал нужный опыт. Из минусов, которые запомнил, это абсолютная фикса вне зависимости от нагрузки (а нагрузка бывала по 220 часов в месяц) и кидок на зарплату при увольнении, ну да дело былое. Последние 7 лет я трудился в ЦКО «Специалист» и , лично для меня, это было лучшее место, что, собственно, подтверждает стаж.

    Загрузка.

    Она важна, т.к если не брать вариант моего опыта в Ай-Ти, где был оклад, то в большинстве случаев, зарплата напрямую зависит от количества прочтенных курсов. На последнем месте работы таких “зависимостей”  было гораздо больше: это и наполняемость группы, и оценки слушателей, и участие в развитии направления, и общая лояльность к учебному центру. Поэтому читать надо много и хорошо. А для этого у вас должен быть хороший багаж, неограниченный одним Windows Server; люди с очень узким кругозором в технологиях долго не работают, т.к. кушать хочется, а читать три курса и при этом хорошо зарабатывать − проблематично. Тем более чем меньше знаешь, тем больше у тебя конкурентов, что никак не прибавляет денег. Для фрилансера задача усложняется тем, что продаваться нужно самому, а для этого нужно иметь знакомых в УЦ и держать с ними постоянную связь. С нуля фрилансером еще сложней, т.к у вас нет имени и надо в три раза больше «шустрить», чтобы оно появилось; просто на вас не будет работать отдел продаж, с кем договоритесь, тому и продались

    Зарплата.

    Естественно вопрос зарплаты всегда был индивидуальной темой, но есть общая практика. Типовая фикса для фрилансера Microsoft за пятидневный курс − 50 тысяч рублей. При больших группах и сложных курсах возможны нюансы, но тут, опять же, начинает работать фактор индивидуальной «договариваемости». Со штатными преподавателями сложнее, т.к очень много зависит от набора курсов и премий, которые имеют место быть.  Хорошо получают разноплановые безотказные преподаватели, которые при этом не лажают. Сейчас, в связи с очередным кризисом, обучение просело, как и все области, но в золотые 2012—2013 годы по 2НДФЛ мой среднемесячный доход был в районе 350 т.р. Сейчас я бы на такие цифры не рассчитывал даже близко, но думаю 160-200 для тех, кто готов реально работать цифры достижимые. Если человек новичок, то думаю, что будет крутиться в районе 120 т.р. в месяц. Но это, естественно, разговор о Москве, какие условия в провинции я не знаю, может кто в комментариях расскажет.

    Плюсы работы.

    Главный плюс в том, что рассказывать − не мешки ворочать. Обучение − это быстрые деньги, которые легко закрываются документами. Это никак нельзя сравнить с теми деньгами, которые получает системный интегратор, где надо время на продажу, время на проект и потом еще не всегда просто сдать то, что ты сделал. Тут пять дней, оценки получил и гуляй смело. Ответственность тоже весьма сомнительна, да и клиент должен быть доволен, но читать так, чтобы люди на тебя пошли жаловаться − это надо постараться. Как показывает опыт, даже когда люди недовольны, они просто не будут обращаться в данный УЦ дальше, нежели поднимут скандал.

    Второй плюс — это конференции. Я в свое время и по Европе поездил и в США побывал, т.е. посещал конференции, учился и совмещал приятное с полезным. Надо понимать, что этот плюс исключительно для штатных тренеров, которые реально приносят деньги конторе. Если человек читает время от времени или в третьем кругу тренеров, никто естественно такие трипы оплачивать не будет.

    Работа тренера подразумевает постоянное обучение и для тех, кто любит покопаться в продукте, а если при этом еще и имеет творческие задатки, то есть поле для раздолья. Можно делать любые стенды до которых не доходят руки когда вы технический инженер, делать свои модули, лабораторные работы и много всего. За счет того, что вы ведете авторизованные курсы, где рассматривается практически все, область охвата продукта значительно выше, поскольку в реальной жизни работаешь только с тем, что реально требуется сейчас.

    Ну и как я уже выше сказал, работа не пыльная для тех, кто привык запуская в «продакшн» очередной сервер креститься, даже расслабленная, риска никакого нет, общайся с людьми, делись знаниями, а при этом еще и деньги платят.

    Минусы работы.

    Главный минус работы — невозможность нормально болеть, нельзя просто так взять и перенести курс, т.к. под расписание брал отгул иногда не один десяток людей, покупались билеты, бронировались гостиницы.  Поскольку простой и быстрой замены между преподавателями нет, то если в воскресенье вечером у вас поднялась температура, то в понедельник будете читать больной. За 9 лет работы тренером я не выходил на курс один раз и то, потому что вести курс и блевать одновременно проблематично. До этого десятки раз читал больной и так делают все.

    Второй минус появляется со временем. Он называется профессиональное угасание, чем дольше вы тренер, тем менее актуален ваш практический опыт, ведь книги и реальность не везде одинаковы, а слушатели любят, когда рубят правду «за жизнь». К 4-5 годам чтения курсов у вас этой правды не остается и единственный источник информации из полей — это ваши студенты. С этим надо что-то делать, т.к. чистый тренер, даже хороший, но без минимальной практики, это грустно.

    Еще один минус для тех, кто привык, что все должно быть хорошо. Любой человек может быть на пике формы, отдохнувший, веселый и реально хорошо делать работу. А может иметь в душе проблемы и заботы, которые совсем не располагают к работе.  И вот в таких ситуациях нельзя просто взять и посидеть спокойно, а завтра отоспаться и сделать хорошо. У вас работа в режиме реального времени, завтра люди домой полетят. И тут встает дилема, либо делать через не хочу, что весьма сложно. Либо просто сделать работу формально, но это тоже сложно для совести, т.к людей завтра не будет и исправить ситуацию не получится. Короче,  патовая ситуация.

    Специфика.

    Когда люди идут учиться, они хотят идти к тем, кого знают, кого слушали на YouTube, читали в журнале и так далее. Поэтому, если человек реально хочет достичь определенного уровня в преподавательском бизнесе, ему придется работать на звание «знаменитость российского уровня», делать контент, выступать на мероприятиях, писать статьи.  Менеджерам сложно продавать людей за которыми нет ничего, кроме списка мест работ, даже хороших, это надо понимать и всячески работать на имя, желательно не так, как некоторые персоны, которым потом приходится менять страну. Плюс, вашим основным KPI будет удовлетворенность клиента, которая зачастую вообще не зависит от стараний и больше определяется тем, как дела в семье у слушателя, не бросает ли он курить, не взгрели ли его на работе. За карьеру я неоднократно отмечал, что можно жечь весь курс и получить средний рейтинг, а можно выйти откровенно плевать в потолок и завершить с восторженными отзывами. Последние года три не смотрю оценки и всем того же советую, совесть лучший оценщик.

    Перспективы

    К сожалению, перспективы рынка авторизованного обучения туманны.  Причин несколько.  Для начала Microsoft гонит всех в облака и на этом пути использует все средства.  Одно из них − это упразднение профильных УЦ и перевод обучения на мультики в ресурсах типа MVA, где хорошо одетые люди весело позируют на камеру и рассказывают о том, как хороши продукты Microsoft. Техническая ценность нулевая, зато бесплатно. А технические специалисты компании и не нужны; чем больше технарей, тем сильней сопротивление переходу в облака, никто не хочет остаться без работы.  Авторизованные курсы переводят в онлайн просмотре видео, качество которого ушло не далеко от MVA, а экзамены упрощают и переводят в формат сдачи дома в тапочках. Принцип прост, чем тупей будут ит-специалисты, тем проще будет навязать свое видение будущего, да процесс не быстрый, но он идет.

    На втором фронте Microsoft практически полностью остановил развитие локальных продуктов, если раньше между Exchange 2003 и Exchange 2007 была пропасть и надо было учиться, то сейчас в линейке продуктов 2016 просто правят логотипы, что естественно снижает поток студентов, т.к смысл обучения теряется. Параллельно сами авторизованные курсы делаются спустя рукава, и половина модуля составляется из скриншотов консоли, читать такое людям − это получить огрызком в лоб, поэтому тренеру приходится лишь номинально придерживаться программы курса, заменяя откровенную лажу чем-то своим.

    Плюс ко всему этому онлайн-обучение реально начало шагать по миру и те же Linda, Pluralsight, Udemy и легион других дают возможность учиться дешево. Да, это не очный курс, но и цена вопроса другая. Спасает то, что это зачастую английский контент, а язык вероятного противника у нас знают плохо.

     

    Итоги.

    Как-то совсем получилось все печально, но на самом деле свет в тоннеле все же есть. Просто мне кажется, что за будущие пять лет вымрут окончательно чистые авторизованные тренеры и останутся на рынке те, кто знает не только в теории, но и может сделать выездную консультацию на практике. Их будет мало, это будет дорого, но много для нашей страны и не нужно. Остальные физики, которые естественно за свой счет никого не закажут, прикладным задачам будут учиться в онлайн. Поэтому халява, когда можно было брать трек курсов, где все готово и жить годами читая его, заканчивается, продаваться будет то, что приближено к реальности конкретной страны и практическим задачам максимально близко, особенно сейчас, когда поток валюты в страну ослаб, и деньги тратятся только на необходимое.

    P.S Когда уже написал текст вспомнили про еще один плюс. Когда вы тренер, то каждую неделю у вас в группе появляются новые люди с разных компаний и отраслей. А имея нужную жилку, знакомство можно использовать правильно, в том числе и для консалтинга и участия в проектах. Что безусловно выливается в деньги. Но это возможно далеко не везде, т.к. у большинства УЦ есть свои старшие братья интеграторы, которым мышиная возня от своих же сотрудников под ногами не нужна. В моем случае таких проблем не было, т.к. специалист исключительно учебный центр и конфликт интересов исключался, даже наоборот, часть компаний, где я работал как интегратор, учились у меня.

    MCT/MVP Илья Рудь

     

     

Комментарии

  1. В Екб, за курс Microsoft 30К, за ITIL, PMI, Cobit, etc. 10К в день – это в среднем по рынку.

  2. Ну учитывая, что в Москве уровень зарплат всегда был выше, порядок цен за пределами МКАД понятен.

  3. По поводу онлайн курсов. Я тут посмотрел pluralsight, udemy. Скажу так, буржуи рассказывают ОЧЕНЬ неторопливо и очень издалека подводят к теме, видимо стоимость курса напрямую зависит от его длинны. Печально если честно.

    Но еще посмотрел stepic.org, там специфичные русскоязычные курсы, но это сила я вам скажу. Воды нет, технически хорошо сделанные курсы, плюс в конце задания, некоторые я так и не смог сделать.
    То, к чему МС стремился все эти годы, делая TechDays и MVA, даже близко не подошли к stepic.org.

    Илья, тебе удачи на поприще электронных курсов, хотя бренд “Рудь” со временем угаснет после ухода из Спеца. 🙂 Куда буду я ездить на эксч и линк – даже не знаю, но скорее всего он уже развиваться то и не будет 🙂
    Удачи по любасу, статью прочитал с удовольствием. Написано хорошо.

  4. Бренд появился после того, как рубанул кризис 2008 и вместе работы я развивал itband. Это было задолго до спеца, собственно миатон меня нашел еще в ай-ти. Через год на ютюбе будет 10 тыс. подписчиков. Засекай, в противном случае с меня Хенеси)

  5. Да, согласен со всем.

    Из своего опыта могу добавить что преподавание требует склада характера определенного, некоторыхмногих может напрягать объяснения, повторения и т.п.

    Но если работа нравится – то удовольствие огромное :))

  6. Про Карманова зело тонко )

  7. Ха, так это реально про Карманова? Я сначала подумал, что показалось 🙂

  8. Где про Карманова? Я аж два раза перечитал – не нашёл.

  9. > Я тут посмотрел pluralsight, udemy. Скажу так, буржуи рассказывают ОЧЕНЬ неторопливо и очень издалека подводят к теме, видимо стоимость курса напрямую зависит от его длинны.
    У CBT Nuggets отличная подача с единственным исключением в виде Джейсона Хелмика, который записал пару курсов и ушел в Pluralsight.

  10. Я на линде слушал рабочие процессы, все было очень плотно. От тренера зависит, не сказал бы что все бла-бла.

  11. Там сам формат не располагает к неспешной болтовне, я даже видел жалобы на слишком быстрое чтение курса и в плеере сделали замедлялку.

  12. Я бы посоветовал курсы на Coursera.

    CBT Nuggets пробовал, в основном тоже маркетологическая болтовня о том, как всё клёво работает. В глубину они не лезут.

  13. Про Coursera ничего не знаю, но всегда думал что это академические курсы как в институте.

    А “сертифицированные курсы” все такие – в сжатом виде дают основы и дальше надо практиковаться читая документацию (может быть в треке CCIE похардкорней).

  14. В целом очень познавательно.
    Было бы здорово узнать о том, как стать тренером Micrisoft “с нуля” ?
    Опыт обучения есть в качестве преподавателя ВУЗа. Интересно попробовать себя в качестве тренера.

  15. Получить MCSA, пройти курс TTT, найти где читать. Все.

  16. Илья, а вы много вложили (денег) в собственное образование? Или Вам все курсы работодатели оплачивали?

  17. За всю жизнь не прошел ни одного авторизованного курса по Microsoft) Когда надо было денег не было, когда деньги появились сам уже учил)

    P.S Денег прилично ушло в железо, книги, онлайн курсы, мероприятия,все кроме последнего пункта сам всегда оплачивал.

  18. В провинции тренеру будет тяжеловато, слишком мало курсов/часов, как вариант, быть локальным интегратером + читать курсы по факту.

  19. Еще важный фактор: если работая интегратором не приходится сильно общатсья с людьми и особых навыков не нужно, то работа тренером потребует особенного скила – умения общаться с аудиторией, умения отвечать на вопросы и поддерживать живую атмосферу.
    Можно быть отличным специалистом, но не уметь работать с аудиторией, что сведет к 0 все ваши технические способности.
    И это гораздо сложнее, чем изучить материал.

    +Очень желательно владеть Английским языком на хорошем разговорном уровне.

  20. “Очень желательно владеть Английским языком на хорошем разговорном уровне.”

    Если есть английский разговорный – смысл жить в РФ?

  21. Если английский учится за два года с 0 до разговорного, смысл страдать, если хочешь свалить?

  22. “свалить” – это термин с несколько негативной коннотацией. Наверное, имеет смысл говорить о перемещении в место, где за один квант работы получишь больше. При перемещении из Мск в европы – плюс-минус. При перемещении из провинции в европы – получишь в два раза больше. Из этого вытекает, что “валить” из провинции в Мск сейчас экономически бессмысленно.

  23. Разговорного английского недостаточно для эмиграции, хотя я согласен что он тут нафиг не нужен и моментально забудется без практики.

  24. Чет парни вас понесло в тему английского. Оффтоп явный.
    P.S Если у вас язык моментально забылся без практики, значит вы его никогда не знали.

  25. “Оффтоп явный.”

    “Если у вас язык моментально забылся без практики, значит вы его никогда не знали.” – Практика – это работа/общение. Как ты себе представляешь практику для обычного РФ-гражданина, если данный РФ-гражданин зарабатывает в среднем 30000 руб? Это даже меньше полусотни баксов в месяц. Среднему РФ-гражданину нужно лишь одно – заработать на пожрать и ЖКХ.

    А у вас, москальских, вдруг возникли душевные страдания. Ах, я полачал 200. Ах, теперь получаю стописят. Ах, трагедия!

  26. “«Если у вас язык моментально забылся без практики, значит вы его никогда не знали.» — Практика — это работа/общение. Как ты себе представляешь практику для обычного РФ-гражданина, если данный РФ-гражданин зарабатывает в среднем 30000 руб?”

    Например можно работать в компании с иностранными заказчиками. И не в только в Москве, кстати (я жил в Самаре).
    Опыта навалом.

  27. Тот кто не хочет ищет оправдания изо всех сил))) Я всю жизнь читаю на английском документацию и смотрю доклады. Хватает, чтобы не забыть. Раз в год 3-4 дня на нем говорю. Все.

  28. Понимать != уверенно и грамотно говорить, а это прокачивается только постоянным общением и выветривается из головы при его отсутствии.

    С другими знаниями такая же ерунда – без практики через полгода после курса в голове остаётся 5% пройденного.

  29. “Это даже меньше полусотни баксов в месяц.”

    Ошибка. Меньше полутысячи баксов в месяц.

  30. Из общения с тренерами в УЦ сложилось впечатление, что реальных нагрузок они давно не видели, а учатся как раз на симуляциях типа 7 виртуалок для DirectAccess (6 инфраструктурных серверов + 1 клиент на win8)

    Поэтому ощущение ИТ-реальности у них немного своеобразное. В основном поэтому не пошел в своё время в тренеры и счастлив, что дорога в итоге меня привела в совсем иное измерение (*nix devops)

    Кстати, про облака — не знаю, как там у Микрософта сейчас, а чтобы грамотно настроить тот же отказоустойчивый Amazon Beanstalk + RDS + ELB (заодно мониторинг, бекапы и прочее), надо перелопатить объем литературы, сравнимый с получением MCSE.

  31. все время качал курсы с торрентов и буду всегда это делать впредь. дорого очень ходить на них, на зарплату админа в регионах это не реально. а работодатели не везде согласны оплачивать – их тоже понять можно, человек уволится и это будут инвестиции в образование конкурентов.

  32. Это рассуждения из классической идеологии бедняков. Вы крадете не потому, что дорого, а потому что “п*здить вилки в столовой” это часть вашего эго.

  33. да не) я сам против пиратства и за лицензии. но как справедливо заметили выше зар плата у админа 30 000, а курсы стоят 50. даже если по 5 тысяч в месяц откладывать это копить 10 месяцев. плюс как то жить в Москве неделю, это еще примерно столько же с дорогой. не реально это за свой счет для сис. админа.. только если работодатель оплатит в каком нибудь РЖД. онлайн-курсы хорошая идея, за ними будущее.

  34. Возможна пара вариантов.
    Вариант 1. Системный интегратор (если “это” можно так назвать). Если есть проект – компания оплачивает обучение. Но только в том случае, если обязательное обучение является допуском к обязательному экзамену, который является допуском к закупочной скидке. В противном случае ситуация получается примерно такая – привозят оборудование-софт и разбирайся как хошь, сроку – неделя. Хошь книжки в интернетиках воруй, хошь топор на бабушек точи.
    Вариант 2. Откатный. Ну тут и так понятно.

  35. Когда у меня была з.п 30 000 я нигде не учился, т.к это было нереально. Покупал только книги и сертификационные экзамены. Потом уже учился за счет компаний. Сейчас плачу за весь цифровой контент из своих денег, т.к прекрасно знаю сколько сил стоит его сделать. Если не платить за то, что можно украсть, то в итоге никто не будет делать контент. Эта одна из причин почему нет русских ИТ книг, дураков работать год на торренты нет. Если народ не будет покупать русские курсы (онлайн в том числа), то их просто не будет.

  36. “Когда у меня была з.п 30 000”

    Когда-то у меня была ЗП 1800 руб. Ток вот это было 300 баксов. Так что неплохо уточнять, когда была зарплата 30 000 руб. и сколько это было в баксах.

  37. На примере вашего курса на Udemy. Я пока не понял, стоит ли его покупать или нет. Возможно, в качестве бесплатного демо стоит выкладывать какую-то часть из середины курса.

  38. Роман, я не сторонник того, чтобы вырывать видео из середины курса. В любом курсе открыт первый модуль, он дает представление о манере изложения. Да и на Youtube канала посмотреть можно.

  39. Илья, хотелось бы спросить у Вас, почему Вы выбрали карьеру сисадмина, а не программиста?

  40. Причины две: 1) Так исторически сложилось, я и системным администратором становиться не собирался. 2) У меня мозг больше гуманитарный, для программирования другой нужен.

  41. Илья, если не секрет, конечно, а кем хотели становиться?

  42. Окончил экономический, но начал работать на 2-м курсе в ИТ сфере. Так и затянуло.

  43. желательно не так, как некоторые персоны, которым потом приходится менять страну. – Это про кого? 🙂

  44. Все совпадения случайны 🙂

  45. 2) У меня мозг больше гуманитарный, для программирования другой нужен.
    После вот такой вот фразы я понимаю, что неплохо бы вообще иметь мозг… Если уж у Ильи мозг гуманитарный, то что говорить про тех, кто у него учится или учился? На курсах то не всегда все понятно, а тут мозг гуманитарный…

  46. Скажу и как MCT и как практик одновременно.
    Официальные курсы и экзамены по тому же Exchange вполне адекватные. Просто, во-первых, они рассчитаны именно что на тех, кто обучается технологии впервые, а не столетних зубров, которые еще эксчендж 2003 помнят. Конечно, с позиции MVP etc курсы – унылые и ни о чем. Ну так, для таких были Master сертификации. Никогда не было цели за один 5-дневный курс сделать крутого спеца. Это просто курс и бумажка на память. Чтение книжек и дальнейшее самообразование никто не отменял.
    Во-вторых, основная проблема российского обучения – пох**зм. Тренеры читают ртом слайды, при том что в trainer handbook за этими слайдами изложена тонна информации. Но зачем париться, если можно сказать что это Микрософт такой плохой.
    По облачным продуктам и тернинги и сертификации – ОК. Опять же, никто не рассчитывает их на росссийский менталитет. Облачный эксчендж ничуть не проще on-premise, разве что не надо с hardware заморачиваться, а можно сконцентрироваться на сути сервиса.
    По онлайн-платформам. Есть очень много курсов и информации за небольшие деньги. Качественные. Доступные для всех. Если сисОдмины не знают язык “противника” (меньше бухать надо было), то они уже за бортом рынка – при текущей скорости развития технологий никто не будет переводить техническую литературу для одной шестой части суши.