Главная Без рубрики, Карьера, Новое О волшебной палочке дополнительного образования.
  • О волшебной палочке дополнительного образования.

    60504738Раньше я всегда говорил о том, что выбирая информационные технологии, вы выбираете область, где придется учится всю жизнь. Чуть позже я понял, что областей, где не надо учиться всю жизнь, практически нет. Если откинуть механические работы, где важна ловкость рук, то совсем нет.  Юристы, врачи, летчики, режиссеры и легион других профессий учатся не меньше нашего брата.  Получается, что любой, кто имеет профессиональные амбиции и серьезные планы на жизнь, должен воспринимать пожизненное образование, как что-то само собой разумеющееся. Парадокс ситуации в том, что с каждым десятилетием знания становится все проще и дешевле добывать, а иногда они просто бесплатны.  Но при этом в мире нет переизбытка суперквалифицированных специалистов, более того, их всегда стабильный дефицит. Видимо, это связано с тем, что наличие доступного спортзала рядом с домом не делает вас атлетом. Я учусь всю сознательную жизнь и последние 10 лет жизни активно учу, поэтому тема обучения мне близка. В данной статье хотелось бы «без дураков» поговорить об источниках знаний и их особенностях. А так же о том какой источник более эффективен.

     

    Книги.

     

    Недавно встретил в дискуссии фразу «Я бы рекомендовал читать книжки и много-много профильной литературы» (с). Как бы я ни любил книги, но их польза в деле обучения осталась где-то в 20-м веке. И я говорю именно про книги, а не про учебники для школ и вузов. Когда учится готовый специалист, то ему, как правило, нужна информация по самым последним технологиям, продуктам, законам и трендам.  И здесь в цифровой век книги безнадежно устарели. Создание книги это долгий кропотливый процесс, который кроме написания требует рецензирования, проверки, верстки, печати и продажи.  Процесс, который в реальной жизни растянут на два-три года. (Выпуск романов, которые печатаются, я не рассматриваю, а говорю исключительно про профессиональную литературу). И читатель, который ждет информации о новинке, просто не имеет этих трех лет, ему нужно это завтра, ну крайний срок послезавтра. Он готов читать маленькими порциями в хаотичном порядке, но завтра. Все можно было бы ускорить, но профессиональная литература не даст денег, на которые автор сможет жить, а поэтому последние из профессиональных книг пишутся в свободное для работы время тщеславия ради, что явно не ускоряет процесс. Добавьте к этому отсутствие обратной связи, да невозможность быстро актуализировать контент, и вы получите мертвый источник для дополнительного профессионального образования. Который пока еще держится на энтузиастах, но уже давно не на первых ролях. Лично я, как автор, не могу ждать год, чтобы сделать контент: через год этот контент никогда не попадет в рынок. Все потребители получат информацию через блоки, ролики, свой опыт и разговоры в курилках.  Те, кто реально читают технические книги (а не просто ограничиваются советами другим), видят то, что книги, в попытке успеть за актуальностью, пишутся одновременно четырьмя-пятью соавторами. Это приводит к появлению «жуткого» контента, когда прям по строчкам можно сказать, где заканчивал писать один и начинал писать второй.  Плюс к этому большое количество неактуальных моментов, по облачной теме книга годовой давности практически не представляет ценности из-за частичной неактуальности. В попытке понять, что еще правда, а что уже нет, тратится столько времени, что встаёт вопрос целесообразности таких книг.

     

    Онлайн обучение.

     

    Онлайн обучением сейчас называют все, что угодно, я же четко делю его на два варианта. Первый вариант это просмотр видео записей. Для этих целей есть масса платформ вроде Udemy, Linda, CBT Nuggets, где вы покупаете доступ к курсу и зачастую получате не только запись, но и возможность задавать вопросы, а иногда и делать практические работы. Плюс такого варианта в его цене и доступности. За смешные деньги вы получаете приличный контент.  Добавьте к этому money back и опцию прослушивания бесплатных частей, чтобы понять, зайдет ли вам такой докладчик, и получается хороший способ для доп. обучения. Но, как всегда, есть «но»: главное «но» в таком варианте это требование к студенту – он должен уметь учиться самостоятельно. Запись дает много послаблений и возможностей сказать «не убежит». И получается смешное – запись никуда не убегает, а убегает ваша жизнь. Поэтому способ отличный, но, на мой взгляд, хорош для быстрого погружения в тему и больше для тех, кто может построить себе график обучения и заставить себя его соблюдать.

     

    Зачастую онлайн обучением называют удаленное подключение студента к живой группе через различные вебинарные продукты вроде Citrix Go2meeting или Skype for Business. Здесь вроде все здорово – живой преподаватель, живая группа, можно сходу задавать вопросы, но есть серьезная проблема. Точнее две. Первая проблема – на время курса вы должны где то находиться и вас в это время не должны отвлекать другие сотрудники, семья, дети, телефонные звонки. Если вы не подготовили себе «бункер»,  то через 2-3 отвлечения звонками и разговорами вы просто начнете выпадать из курса. Вторая проблема в том, что обучение, как правило, идет весь день и, сидя в теплом кресле дома, (даже в одиночестве) после обеда довольно сложно бороться с царством Морфея. Поэтому, опять же, вы должны уметь заставлять себя учиться, даже когда вы уже устали. Ходящий между рядами в аудитории преподаватель, проветривание аудитории, вопросы в зал,  изменение голоса хорошо в качестве тонуса действует в классе, но по проводам передается весьма слабо.

     

     

    Живое обучение.

     

    Сюда я вкладываю курсы, семинары и всевозможные конференции.  Самый любимый мой формат, самый эффективный, самый дорогой из представленных и требующий погружения за счет релокации на время проведения. Но как говорится «no pain – no gain», то факт, что вы подняли пятую точку и поехали на другой конец города (если не страны) требует внутренней мотивации.

    Возвращаясь к моменту повсеместной доступности знаний – обучающих роликов, записей лекций, учебников и многого другого. Все это есть и есть бесплатно, от этого может сложиться ощущение, что платное живое обучение доживает свои последние годы.  На самом деле это не так, люди учились, учатся и будут учиться в живую. Попробую обосновать почему.

    Перед человеком всегда стоит задача и в подавляющем большинстве случаев цепочку из действий, которые приведут к решению этой задачи, человек не знает. Вокруг лежат «тысячи тонн» различного контента, который весьма слабо согласован, зачастую никак не упорядочен и рассчитан на потребителя, который знает, что ему нужно.

    Человек смотрит в полной растерянности на «инструменты» которые ему доступны, но при этом не знает, какой конкретно ему нужен первым и в каком порядке использовать остальные. Дальше начинают одолевать сомнения «а те ли инструменты я выбрал» и «не потрачу ли я время зря».

    Для психики гораздо проще найти эталон, человека, который уже прошел нужный путь и решал подробные задачи, после чего взять его за руку и сказать «проведи». Есть ощущение, что тебя нагрузят именно тем, что нужно. Ощущение потому, что так бывает далеко не всегда.

    Основная претензия, которую я слышал за последние 10 лет — это претензия к профессиональной пригодности учителей. Будем честны, фраза английского писателя Джорджа Бернарда Шоу «Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит других» получила популярность не просто так.

    Такая проблема есть, когда студент приходит к преподавателю, особенно если это взрослый студент, который сам выбирал чему учиться, у него есть определенный кредит доверия к преподавателю, которым некоторые злоупотребляют. Обучение это относительно быстрые деньги, при этом сложность проверки качества обучения несет в эту отрасль множество желающих попробовать, подработать или пересидеть между сменой работ. Это не профессиональные тренеры и основной негативный фидбэк нагоняют они. При этом хороший специалист далеко не всегда это хороший оратор, который понимает, как положить в голову студенту нужную информацию или алгоритм.  За жизнь встречал не раз высказывания «дайте мне технаря, и я за два месяца сделаю вам тренера\инструктора».  За два месяца не сделать инструктора, даже из человека, который имеет врожденные качества спикера для этого нужно как минимум года два опыта. Ну конечно же речь не идет о человеке, который читает текст под слайдами, для такого преподавания даже 2 месяца это много, достаточно научиться не краснеть.

    Причем «левые» люди в отрасли одна часть монеты, вторая это профессиональное выгорание, которое неизбежно за 3-4 года при отрыве от практической плоскости. Поэтому я всячески «ЗА» любых учителей, которые параллельно работают по своей специализации на рынке. Для того, чтобы положить в голову знания и положить именно те, которые нужны все теоретические моменты должны быть пропущены через призму практического применения. Получается интересная ситуация – «далеко не каждый специалист может учить и далеко не каждый учитель реально специалист». Тут нет ничего странного, кризис качества — это общемировая тенденция и найти хорошего преподавателя не проще, чем хорошего врача или адвоката.

     

    Еще есть одно заблуждение, что для обучения достаточно документации. Я считаю это заблуждением. Начнем с того, что документация документации рознь. Microsoft во времена Windows NT избаловала людей качеством документации, но те времена давно ушли и сейчас такую документацию больше не делают.  Документация всегда направлена на одно – дать готовому специалисту в конкретной области понимание очень узкой темы. Никогда документация не научит человека с 0.  Это все равно, что человеку, который не работал с почтовыми системами, дать ссылку на TechNet по Exchange. Далеко он уедет?  Недалеко, на остановке останется.

     

    К чему я это все пишу. Наверно к тому, чтобы донести тот факт, что «волшебной палочки» в мире образования не существует, есть множество инструментов, но ни один из них не «тянет» на эту палочку.  Какой инструмент и на каком этапе использовать зависит от вас, ваших способностей и вашего психотипа. Одно могу сказать точно..

     

    Leaders-Never-Stop-Learning-ej4-Blog-Post

     

    P.S Поскольку я учу ит-специалистов, то для них предлагаю два варианта обучения живое в группе и индивидуальное онлайн.

    Илья Рудь

     

     

Комментарии

  1. Отлично!

  2. 🙂 OK !

  3. Книги. Скажу да, если мы говорим о переводной литературе, “синих” книжках и тд. Но и то, только лишь потому, что их время ушло, в 10м скажем году купить 70-640 и подготовиться по ней вопросов сильно ни у меня, и у знакомых не возникало, многие книги покупали. И еще более многие, конечно нет.
    И скажу нет, если мы говорим о не переводной литературе, поскольку здесь годами ждать перевода не нужно, а можно взять и прочитать. Ок, книжка может выйти через год, как стартанет продукт (сходу скажете, много ли на амазоне книг по 2016 эксу?), и она может, как вы пишете быть не совсем свежей.
    Но. Простите, а где еще почерпнуть знания, которые можно взять из черных инсайд аутов Тони Редмонда, например. На технете их нет, в мультиках- тоже.
    Вы, как автор курсов меня, надеюсь очень хорошо понимаете, и многие знания взяли именно из книг по продуктам.
    Книжки бывают разные, есть энтри левел Станековские, а есть серьезные и глубокие.
    Точно также, как и мультики или курсы, ведь так? Все зависит от нацеленности на аудиторию, как мне кажется, и по моему мнению, книги никуда не делись и не денутся. Да, недостатки есть, нельзя получить фидбэк, но это не у всех и не всегда. Я, к примеру, на очень крупном портале книг, купил книгу и нашел в ней опечатки PowerShell. Далее открыл errata и написал авторам. Мне сказали спасибо, сказали, не переживай, исправим сейчас, книжка-то электрическая, и подарили бесплатно еще одну книжку. Понятно, что “наши” авторы бы так не сделали ).
    Так что фидбек в той или иной форме все же есть. Вопрос другой что он не столь удобен.
    Онлайн обучение это прекрасно, но здесь теряется навык самостоятельного овладения информации, и навреное, скоро к каждому специалисту придется приставлять помошника, поскольку цитате сегодняшнего дня “Перерыл весь инет, ничего не нашел”.
    Здесь, наверное, другая уже история- не обложиться книгами и курсами и идти к успеху, а ловко нагуглить ответ в бложике у жгучих брюнетов.

  4. Понимаю вас. У меня две мысли по книгам. Переводное читать невозможно, а книг уровня Inside Out крайне мало, чаще все уровня Unleashed. Книгой сложно научиться с 0. Я бы сказал невозможно, т.к кроме текста должно быть понимание, а его без вопросов сложно достичь. В свое время когда я готовился по книгам у нас был знакомый MCT, который все мог разжевать и ответить на вопросы. P.S Я не беру сейчас их книг, мои курсы это часть инфы из MOC, часть из инета, часть из опыта. Вру иногда почитываю книги в оригинале, но не часто. По поводу должен ли курс быть на уровне инсайд аута, то я скажу нет. Курс должен учить, глубина инсайд аут нацелена на готовых спецов.

  5. Я, наверное, напишу азбучную истину, но лучше всего запоминает человек то, что сделал сам, а еще лучше — что сам придумал.

    Курсы, книги и мультики это прекрасно, но ничего не учит так, как реальная задача перед глазами и разные попытки её решения. Специализация набирается именно так — есть задача, есть корявое решение, потом постепенная её оптимизация, помощь в интернете, обсуждение с коллегами и т.д.

    Курс и любые онлайн-обучалки (типа https://learn.chef.io/, CBT Nuggets, тысячи их) помогают сделать самое сложное — первый шаг в неизвестность. Когда ты уже знаешь хоть что-то о желаемой технологии, психологически и фактически копать дальше — намного проще.

    Ни один тренер за 5 дней не научит быть специалистом даже в узкой теме. Но личный пример и “взять за ручку и помочь сделать первые шаги” — бесценно.

  6. Арсений, все так. Добавить нечего)

  7. Согласен со всем вышесказанным!

  8. Илья, на вашем канале или на канале Специалиста (точно не помню), было небольшое обучающее видео по Hyper-V в рамках курсов Microsoft. Сейчас я его не могу найти. Нет ли у вас возможности дать ссылку, если оно еще есть.

  9. Нет, это не то. Было видео, где вы рассказывали о том, какие основные операции следует делать слушателям при работе с Hyper-V на официальных курсах MS — во время старта лабораторных работ.