Главная Exchange/UC, Без рубрики, Новое Новые возможности Microsoft Lync Server 2010 (Часть 4). Передача голоса и отказоустойчивость.
  • Новые возможности Microsoft Lync Server 2010 (Часть 4). Передача голоса и отказоустойчивость.

    logo

    В Microsoft Lync Server 2010 появилась возможность обеспечения прохождения звонков в случае отказа сервера, обслуживающего пользователя (домашнего пула). При этом данная возможность реализована как для офисов, где непосредственно установлены пулы серверов Lync, так и для филиалов в которых не развернуты пулы Lync (например при пропадании соединения с головным офисом).

    Рассмотрим эти два сценария. В начале будет рассмотрена логика обеспечения отказоустойчивости звонков в офисах, где установлены сервера MS Lync. Во второй части будет рассказано об обеспечении отказоустойчивости в офисах где не планируется установка серверов Lync.

    Отказоустойчивость телефонных звонков в офисе, где установлены пулы серверов Lync.

    В MS Lync 2010 появилась новый сервис – регистратор (Registrar). Этот сервис устанавливается вместе с другими компонентами на серверах редакций Standard, Enterprise или на серверах с ролью Director. Также этот компонент содержится в Устройствах для обеспечения связи в филиалах (Survival Branch Appliance) которые будут рассмотрены во второй части. Сервисы регистраторов объединяются в пулы, распределение нагрузки к которым осуществляется с помощью механизма DNS (также может быть использован аппаратный балансировщик). Пользователь подключается к FQDN имени пула регистраторов и с помощью механизма распределения нагрузки перенаправляется к одному из регистраторов в пуле.

    Каждому пользователю, которому разрешено использование Enterprise Voice, присваивается определённый пул регистраторов, считающийся с момента присвоения его домашним пулом.

    Для обеспечения прохождения звонков в случае отказа сервера каждый пул регистраторов должен содержать указание на второй пул регистраторов (из другого сайта) для использования его в качестве резервного. В случае недоступности домашнего пула пользователь будет перенаправлен на пул регистраторов, указанный как резервный (при этом необходимо обеспечить отказоустойчивость каналов связи).

    При этом построение таких сценариев возможно как с редакцией Enterprise, так и с помощью редакции Standard.

    На рисунке 1 представлен сценарий обеспечения прохождения звонков в случае отказа одного из дата-центров.

    Рис 1. Пример инфраструктуры, состоящей из двух дата-центров с обеспечением отказоустойчивости звонков.

    В случае если у Вас небольшое количество пользователей и Вы собираетесь использовать для их обслуживания редакцию Standard, то Вы также можете настроить такой сценарий.

    На рисунке 2 представлен такой сценарий. В случае отказа одного сервера пользователи будут подключаться ко второму.

    Рисунок 2. Пример инфраструктуры, состоящей из серверов редакций Standard с обеспечением отказоустойчивости звонков.

    Ага, могут подумать многие – теперь я могу построить отказоустойчивую систему с помощью редакции Standard. Не совсем так. Все таки этот механизм разработан для аварийных сценариев и не обеспечит весь функционал передачи голоса для клиентов.

    В случае если происходит отказ сервера, и клиент перенаправляется на резервный пул, то многие возможности по передаче голоса ему не будут доступны, пока он обслуживается им.

    При работе с резервным пулом пользователю будут доступны следующие возможности:

    · Входящие звонки (в случае обеспечения возможности маршрутизации, например провайдером SIP транкинг)

    · Исходящие звонки

    · Звонки внутри текущего расположения пользователя и между офисами

    · Удерживание и перевод звонков

    · Аутентификация и авторизация

    · Двустороннее внутрисайтовое общение с помощью мгновенных сообщений и адудио/видео

    · Запись деталей звонков

    · Делегирование звонка, групповой звонок, одновременный звонок на нескольких телефонах (Simulations Ringing)

    · Участие в конференциях, созданных другими пользователями (на других – работоспособных на этот момент пулах)

    Пользователю будет недоступно

    · Создание конференций самим пользователем любых типов

    · Информация о доступности и маршрутизация на основе статуса «Не беспокоить»

    · Изменение настроек перенаправления звонков

    · Парковка звонков и группа ответа

    Таким образом это решение предоставляет как мы видим лишь базовые сервисы в случае отказа домашнего сервиса.

    Пользователь который будет обслуживается не основным, а резервным пулом увидит оповещение в своем клиенте.

    Рис. 3. Интерфейс при Lync при подключении к домашнему пулу и к резервному.

    Примечание: Все снимки экрана сделаны с помощью предварительной версии. По выходу окончательной версии продукта интерфейс может отличаться

    Реализуется подключение к резервному пулу, как уже говорилось выше с помощью DNS.

    На рисунке 4 показан процесс подключения клиента. На рисунке также присутствует опциональная роль Director. Она не обязательна, вместо нее могут выдаваться адреса пулов.

    Рис 4. Получение информации о пулах с помощью DNS.

    Процесс будет следующий

    1. Клиент запрашивает SRV запись DNS для SIP домена. Например _sipinternaltls._tcp.contoso.ru

    2. Ответ включает две DNS записи:

    · CSDirectorPool.contoso.ru:5061, Priority=0, Weight=10

    · CSPool2.contoso.ru:5061, Priority=1, Weight=10

    3. Клиент подключается к пулу серверов Director, производит аутентификацию.

    4. Пул серверов Director определяет к какому домашнему пулу принадлежит клиент и отправляет ответ SIP 301, содержащий первичный и резервный пулы для этого клиента

    5. В случае доступности первичного пула клиент подключается к нему

    6. При его недоступности клиент подключается к резервному пулу.

    Таким образом с помощью Lync сервер мы можем обеспечить клиентов базовым фукнционалом голосовой связи даже при отказе одного из серверов.

    В этом примере мы предполагали наличие второго пула серверов. В следующем будет рассказано об обеспечении голосовой связи для тех офисов компании, в которых установка собственного пула не является оптимальным решением, например при небольшом количестве пользователей.

    В первой части статьи  мы познакомились с механизмом обеспечения прохождения звонков в случае отказа домашнего сервера пользователя. Как мы видели прохождение звонков осуществлялось с помощью второго пула серверов Standard или Enterprise.

    Однако в силу ряда причин может быть неоправданным установка еще одного пула для филиалов, особенно если в них работает достаточно небольшое количество сотрудников. Кроме того для филиалов помимо отказа серверов может быть актуальна проблема пропадания связи между ним и головным офисом.

    В этом случае на помощь может прийти такое устройство как Survival Branch Appliance (Устройство для обеспечения связи в филиалах) и именно оно будет освещено более подробно в ходе этой заметки.

    Однако это не единственный вариант обеспечения связью сотрудников филиалов.

    Давайте рассмотрим рекомендуемые варианты обеспечения связи в филиале в зависимости от его размера.

    Мы можем разделить филиалы на три типа в зависимости от количества  – малый филиал с количеством пользователей до 25, средний филиал с количеством пользователей от 25 до 1 000 и большой филиал с количеством пользователей свыше 1 000.

    С точки зрения экономической эффективности малые филиалы проще подключить с помощью интернета к пулу серверов в головном офисе. Основное предназначение этого устройства – средние филиалы с количеством пользователей от 25 до 1 000.  Для крупных филиалов с количеством пользователей свыше 1 000 рекомендуется устанавливать отдельные сервера, например редакции Standard.

    Рис. 1 Позиционирование решений для филиалов.

    Основное предназначение устройства SBA  – это филиалы с количеством пользователей от 25 до 1 000.

    Устройства поставляются в виде аппаратного решения и содержат в себе следующие компоненты

    • Windows Server® 2008 R2
    • Роль Mediation сервера Lync
    • Компонент регистратор (подробное описание компонента в части 1)
    • Шлюз IP-PSTN (способен перенаправлять звонки через телефонную сеть в случае пропадания канала связи с головным офисом)
    • SQL Express для хранения конфигурации

    Устройство управляется из головного офиса, способно функционировать как в штатном режиме (при наличии связи с работоспособным пулом в головном офисе) так и в нештатном режиме (при отказе канала связи с головным офисом или пула серверов). При этом обеспечивает соединение с телефонными сетями общего пользования, маршрутизацию голосовых сообщений, перенаправление трафика через телефонные сети. Способно поддерживать до 1 000 пользователей.

    Устройства поставляются партнерами по Объединенным коммуникациям. На данный момент о выпуске таких устройств объявили компании Audiocodes, Dialogic, Ferrari, Hewlett-Packard, NET.

    Рис 2. Устройства SBA

    При пропадании канала связи с головным офисом клиенты получат уведомление об ограничении функциональности и при этом им будут доступны следующие возможности:

    • Входящие звонки
    • Исходящие звонки
    • Звонки внутри текущего расположения пользователя и между офисами (маршрутизируются через телефонную сеть)
    • Удерживание и перевод звонков
    • Аутентификация и авторизация
    • Запись сообщений в голосовые почтовые ящики (перенаправляются в ExchangeUM в головной офис по телефонной линии)
    • Чтение сообщений в голосовых почтовых ящиках (через телефонную линию)
    • Двустороннее внутрисайтовое общение с помощью мгновенных сообщений и аудио/видео
    • Запись деталей звонков
    • Групповой звонок, одновременный звонок на нескольких телефонах (Simulations Ringing), звонки босс-админ
    • Поиск контакта
    • Участие в аудиоконференциях через телефонную сеть

    Пользователю будет недоступно

    • Межсайтовое общение (мгновенные сообщения, общий доступ к приложениям и т.д)
    • Участие в конференциях мгновенных сообщений, видео и веб
    • Информация о доступности и маршрутизация на основе статуса «Не беспокоить»
    • Изменение настроек перенаправления звонков или информации о доступности
    • Парковка звонков и группа ответа
    • Список контактов

    То есть Устройство обеспечивает базовые возможности голосовой связи для пользователей даже при отсутствии канала связи с головным офисом.

    Пользователь находит устройство с помощью механизма DNS. При этом в первый раз пользователю желательно обеспечить доступ к пулу серверов в головном офисе и к службам сертификации.

    Рассмотрим процесс первого подключения пользователя.

    Рис 3. Процесс первого подключения пользователя.

    • 1. Клиент выполняет запрос на DNS SRV записи для своего SIP домена,  получает ответ, указывающий на пулы серверов Director (при их отсутствии на пулы серверов FrontEnd)
    • 2. Пул серверов определяет что это первое подключение и перенаправляет для получения сертификата (401)
    • 3. Клиент подключается к службам сертификации, проходит аутентификацию, получает сертификат
    • 4. Сертификат реплицируется на SBA
    • 5. Клиент пытается выполнить SIP регистрацию, получает ответ, перенаправляющий его на SBA и содержащий указания на основной регистратор (SBA) и резервный (пул серверов в головном офисе)
    • 6. Клиент производит SIP регистрацию на устройстве SBA при этом кеширует его имя и IP адрес.

    После первого подключения обеспечивается полная независимость клиента от головного офиса.

    Рассмотрим процесс регистрации пользователя при различных сценариях.

    Сценарий 1. Штатная ситуация, канал работоспособен – все устройства доступны.

    В этом случае пользователь будет регистрироваться на устройстве SBA, даже в том случае, если он находится вне офиса. При нахождении вне офиса пользователь будет подключаться к серверам Edge головного офиса (находит его по записям в DNS), которые все равно перенаправляют его для регистрации на SBA.

    Сценарий 2. Отказ канала связи.

    Для пользователя, находящегося в филиале процесс регистрации не изменится, регистрация проходит на устройстве SBA. Пользователи находящиеся вне офиса будут регистрироваться на резервном регистраторе (пул серверов в головном офисе).

    Сценарий 3. Отказ устройства SBA

    В этом случае все пользователи будут регистрироваться на пуле серверов в головном офисе.

    Рис 4. Регистрация пользователей при различных сценариях.

    Как же будет проходить сигнальный и медиа трафик в различных сценариях.

    Сценарий 1. Канал связи доступен, все устройства работоспособны.

    В случае совершения звонков внутри филиала весь трафик (сигнальный и медиа) будет проходить внутри филиала. При звонках на внешние телефонные номера трафик будет проходить через SBA и далее в телефонную сеть.

    Рис.5 Прохождение трафика при звонках внутри филиала и из филиала в телефонную сеть.

    При звонках в головной офис или между офисами сигнальный трафик проходит через SBA на пул серверов в головном офисе. Медиа трафик проходит между устройствами, участвующими в звонке.

    Если же пользователь филиала находится вне филиала, он регистрируется через Edge головного офиса (находит по записям DNS). Сигнальный трафик проходит через Edge, затем через SBA. Медиа трафик проходит через Edge между устройствами, участвующими в звонке.

    Рис 6. Прохождение трафика при звонках в головной офис и при нахождении пользователя вне филиала.

    Сценарий 2. Недоступен канал WAN или устройство SBA

    Звонки внутри филиала проходят как обычно, также работает функционал передачи видео/мгновенных сообщений/предоставления доступа к приложениям внутри филиала, все сигналирование происходит через устройство SBA. Звонки в головной офис будут проходить через телефонную сеть. Медиа трафик будет приниматься шлюзом в головном офисе и направляться вызываемому абоненту.

    Рис 7. Прохождение трафика внутри филиала и при звонках в головной офис при неработоспособности канала WAN

    Пользователь находящийся вне филиала будет регистрироваться в головном офисе и ему будет доступны все возможности за исключением входящих звонков. Входящие звонки не будут приниматься, так как устройство принимающее  их недоступно. Можно обеспечить входящие звонки только в том случае если у Вас настроен SIP транкинг и провайдер этой услуги поддерживает такой сценарий.  Трафик будет проходить через сервера головного офиса.

    В случае отказа устройства SBA все устройства будут регистрироваться на серверах головного офиса. Пользователям будет доступен весь функционал.

    Рис 8. Прохождение трафика от внешнего пользователя и при отказе устройства SBA.

    Итак, как мы видим, с помощью устройства SBA мы можем обеспечить связью филиал даже в том случае, если откажет канал связи без разворачивания в нем полного пула серверов.

    В следующих заметках мы продолжим знакомство с новым функционалом сервера Lync.

     

    Николай Муравлянников