Главная Без рубрики, Новое ROI и функции денег. Как превратить выгодный проект в убыточный и наоборот.
  • ROI и функции денег. Как превратить выгодный проект в убыточный и наоборот.

    В последнее время мы часто сталкиваемся с полным непониманием смысла экономического обоснования среди менеджеров IT. В большинстве случаев, на вопрос «Зачем нужно обоснование экономической целесообразности проекта?», мы получаем немедленный, без тени сомнения ответ: «Чтобы продвинуть проект, чтобы начальство его гарантированно подписало». Вследствие этого непонимания в базовых вещах, продвигаются заведомо убыточные проекты, поскольку владелец бизнеса ничего не понимает в IT, а IT-шник ничего не понимает в экономике, сложнее чем «100 рублей – это лучше, чем 50 рублей». Прежде чем переходить к расчету ROI хочется обратить внимание уважаемых IT-шников на несколько базовых экономических и корпоративных понятий, которые помогут понять смысл и цель выполняемых проектов.

    Для начала самое простое: корпоративная этика. Смысл работы менеджера IT с точки зрения капитализма, не в получении зарплаты, а в создании добавленной стоимости для владельца бизнеса. Нравится это IT профессионалу или он приверженец коммунистических идеалов, если IT не помогает создавать бизнесу добавленную стоимость, такие IT никому не нужны. На первом месте должны быть не личные амбиции, не зарплата, а интересы компании. Насколько это применимо к Российским компаниям, это вопрос, но большинство западных компаний подразумевают именно такое понимание карьеры.

    Теперь перейдем к экономике. Оскару Уальду принадлежит знаменитое выражение: “What is a cynic? A man who knows the price of everything and the value of nothing. And a sentimentalist, my dear Darlington, is a man who sees an absurd value in everything, and doesn’t know the market place of any single thing.” («Кто такой циник? Человек знающий цену каждой вещи, но не имеющий понятия о ценности чего-либо. А романтик, мой дорогой Дарлингтон, человек видящий абсурдную ценность всего, но не знающий рыночную цену каждой конкретной вещи.» Oscar Wilde, Lady Windermere’s Fan)

    Поговорим о самом романтичном, что есть на этом свете, разумеется, о деньгах. С тех пор, когда в начале 20 века, мир отказался от обеспечения денег золотом, мы имеем постоянный и непрерывный процесс изменения стоимости денег. Какое отношение имеет этот процесс к IT проектам? Самое непосредственное. Деньги, которые мы собираемся потратить сейчас, ценнее денег, которые мы потратим в будущем. Выглядит, как пустые слова. Давайте посчитаем на примере. Предположим, мы с вами счастливые обладатели купюры в 1000 рублей и на дворе сейчас 1 января 2005 года. На эти деньги мы можем что-то купить. Мы прячем с эту купюру в матрас, до лучших времен, и эти лучшие времена наступают 31 декабря 2012 года. Купюра осталась совершенно неизменной, не помялась, не испачкалась. Однако, она незаметно очень сильно изменилась. Самый простой показатель инфляция.

    Согласно Википедии [1] возьмем параметры инфляции за 8 лет:

    Год

    2005

    2006

    2007

    2008

    2009

    2010

    2011

    2012

    % Инфляции

    10,9

    9,0

    11,9

    13,3

    8,8

    8,8

    6,1

    6,6

    То есть ((((((((1000 – 10.9%) – 9%) – 11.9%) – 13.3%) – 8.8%) – 8.8%) – 6.1%) – 6.6%) = 451 рубль 77 копеек. За счет одной только инфляции покупательная способность нашей 1000 рублей снизилась за 8 лет больше, чем в 2 раза. При этом, мы ничего не делали с деньгами, они просто лежали. Тоже самое происходит с прибылями от проектов и любыми денежными средствами, если горизонт планирования больше 1 года. На стоимость денег влияет не только инфляция, но и множество других факторов, в частности всевозможные риски. Для расчетов будущей или прошлой стоимости денег, вместо инфляции, используют параметр, который называют «ставка дисконтирования». Понятие это очень сложное и многогранное. Ставки дисконтирования бывают разные, для разных целей. Желающие могут ознакомиться с методикой самостоятельного расчета например здесь [2]. Ставка дисконтирования включается в себя те самые риски, о которых говорилось выше: страновые, риски по ценным бумагам, отраслям, риски связанные с управленческими управлении и многое другое. В примере приведенном здесь [3] предлагается использовать для научно-технической и технологической сферы ставку в 58%+/-5%. Это совершенно космическая цифра, сделаем поправку на то, что это явно источник информации до 2003 года, с того времени многое поменялась. Общепринятой на сегодняшний день при оценке проектов в России, является ставка дисконтирования в 14% – 16%. Желающие могут поинтересоваться методикой еще и здесь [4].

    Зачем нам все это знать? – спросите вы. А вот зачем. Допустим, некие консалтеры предлагают вам внедрить некий абстрактный IT проект. Параметры проекта такие:

     

    Сегодня

    Через 1 год

    Через 2 года

    Через 3 года

    Стоимость внедрения (руб)

    (1’000’000)

    Прибыль от внедрения(руб)

    220’000

    250’000

    300’000

    Экономия на операционной деятельности IT (руб)

    115’000

    115’000

    115’000

    Всего (руб)

    (1’000’000)

    335’000

    365’000

    415’000

    Денежный поток (руб)

    115’000

         

    ROI (Возврат на сложенные средства) %

    11.5

         

    Число, записанное в скобках, означает отрицательную цифру, так обычно изображают затраты. Слушайте, какой замечательный проект получается! За 3 года полностью окупится (медленновато конечно, но ладно), экономия на IT операциях и персонале вон какая значительная. Еще и прибыль будет приносить каждый год. ROI – 11.5% – вообще все хорошо. В конце 3го года еще и прибыль в 115’000 рублей образуется. Однако, добавим в таблицу еще три строчки: ставку дисконтирования (возьмем ее, например 15%), пересчитаем денежные потоки с учетом падения стоимости денег на сегодняшний день и вычтем из сегодняшних затрат, деньги приведенные к сегодняшней стоимости. Денежные потоки пересчитаем по формуле:

    clip_image001, где:

    IC – затраты на проект

    CFt – денежный поток через t лет в виде (Доходы – Затраты)

    i – ставка дисконтирования 15%

    Для сегодняшней стоимости проекта получим:

    T0 = (0 – 1000000)/(1+0.15)0 = -1’000’000 руб.

    Через 1 год:

    T1 = (335000 – 0)/(1+0.15)1 = 291’304 руб.

    Через 2 и соответственно 3 года:

    T2 = (365000 – 0)/(1+0.15)2 = 275’992 руб.

    T3 = (415000 – 0)/(1+0.15)3 = 273’026 руб.

    NPV = -1’000’000 + 291’304 + 275’992 + 273’026 = -159678 руб.

     

    Сегодня

    Через 1 год

    Через 2 года

    Через 3 года

    Стоимость внедрения (руб)

    (1’000’000)

    Прибыль от внедрения(руб)

    220’000

    250’000

    300’000

    Экономия на операционной деятельности IT (руб)

    115’000

    115’000

    115’000

    Всего (руб)

    (1’000’000)

    335’000

    365’000

    415’000

    Денежный поток

    115’000

         

    Ставка дисконтирования

    15%

    15%

    15%

    15%

    Дисконтированные денежные потоки (руб)

     

    291’304

    275’992

    273’026

    Чистая Приведенная стоимость

    (NPV – Net Present Value)

    (159’678)

         

    Как интересно! Проект получается даже не то, чтобы выгодный, но и убыточный. Отрицательная ставка NPV говорит нам, что вместо проекта предпочтительней ничего не делать. Соответственно, при отрицательном NPV – показатель возврата инвестиций ROI также будет отрицательным. Это означает, что за рассматриваемые 3 года, вложенные средства не вернутся.

    Внимательный читатель еще может заметить, как же это вы, везде говорите про «внутренние» и «внешние» проекты, а сами включаете «Экономию на операционной деятельности IT» в расчет ROI? Абсолютно справедливое замечание. Есть одно «но». Мы не хотим и не собираемся сражаться против общемировой практики применения виртуальных выгод к реальным денежным потокам. Как вы понимаете, если в приведенном примере отбросить еще и экономию, то показатели проекта будут совсем плохие.

    Какой можно сделать вывод из прочитанного? Это опять зависит от того, кто читает эту статью. Если это владелец бизнеса, то для него или нее мысль такова: рассчитывайте проекты, которые займут больше 1 года только на дисконтированных денежных потоках. Внимательнее относитесь к содержанию проектов: если во входящие денежные потоки помещена экономия на чем-либо, поинтересуйтесь подробно, как её рассчитывали. Если же вы «продавец проектов», то выводы будут совершенно другими. Проект предстанет в более выгодном свете, если расчет ROI будет произведен без дисконтирования денежных потоков. Смелее внедряйте всевозможные «экономии», будь это рабочее время, затраты на обслуживание или обучение. Не забывайте, что про «экономию» могут спросить, поэтому обязательно держите наготове методику расчета, достаточно сложную, чтоб слабоподготовленному человеку было сложно ее понять, но дающую понятные выводы о прибыльности такой «экономии».

     

    Алексей Лагутенков

     

    Литература

    [1] http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_России

    [2] http://www.biz-plan.ru/metod14.php

    [3] http://www.appraiser.ru/UserFiles/File/Guidance_materials/Immaterial_assets/ois/gl4.pdf

    [4] http://fd.ru/articles/pdf/1716

     

    Статья опубликована в журнала БИТ № 10 2013 г.

Комментарии

  1. В статье говориться только о понятных и плановых за тратах и прибылях. Общей в большинстве подходов к расчеты ROI является ошибка связанная с отсутствием или игнорированием стоимости планов по снижению вероятности наступления рисков и стоимости планов по смягчению последствий этих рисков. В этом свете все проекты предстают совсем с другими показателями. Однако, для учета этих факторов нужно рисками в организации оценивающей проект управлять и вести статистику, на основании которой можно судить о рисках. Этого к сожалению сейчас не делают даже многие западные компании не говоря уже о Российских. Так что расчет ROI почти в 100% случаев которые я наблюдал – профанация как со стороны Бизнеса так и консультантов.